27.04.2016

Дмитрий Еловский: как разбитые дороги стали политикой

На проблему с дорогами в России влияет ряд факторов.
Первый — география и климат. Расстояния у нас огромные. Если в Европе дорога между соседними населенными пунктами — это в лучшем случае пара километров, то в России может быть и пара сотен. Причем при нашей плотности населения часть дорог используется редко, но и не содержать их нельзя. Получается, что мы частично субсидируем трассы, которые слабо используем, в то время как нам не хватает средств на ремонт и обслуживание трасс с высокой интенсивностью пассажиропотока. Это не проблема дорожной сети, это проблема в принципе системы расселения.

Отдаленные поселки также потребляют и государственные услуги, там должен быть доступ к медицине, образованию и т.д. Поэтому отчасти решение вопроса с дорогами решается в рамках более глобального вопроса: что делать с удаленными городами и деревнями? Их переселение поможет сэкономить средства, но как быть с тем, что там люди там живут поколениями?
Это политический вопрос, а не экономический, и решается он исключительно волевым выбором, в результате которого будет много обиженных.
Климат также добавляет проблем. Но это скорее вопрос поиска новых технологий и решений. Когда дорожники ссылаются на климат, ответ может быть один: ищите такие технологии, которые позволят нивелировать его влияние.

Следующий фактор: непрозрачность системы финансирования дорожного строительства и низкий уровень ответственности. Хотя были довольно интересные идеи обязать подрядчиков за свой счет устранять разрушение дорожного полотна в течение гарантийного срока, для их воплощения нужна политическая воля и постоянный общественный контроль. Что толку в такой системе, если мэр не требует выполнения условий договора? Или закрывает глаза на то, что ответственный подрядчик намеренно подводится под банкротство, чтобы не выполнять взятые на себя обязательства, а на следующий тендер заявляется другая компания, и двадцатиминутного исследования достаточно, чтобы понять: за новой компанией стоят те же люди? Известно, что содержание и строительство дорог крайне коррупционноемкая отрасль и мэр в ней часто — ключевой элемент. От него зависит устранение самых вопиющих случаев воровства. Но и мэра можно ввести в заблуждение. Поэтому пока не будет жесткого общественного контроля за действиями как дорожников, так и местных и региональных властей, часть денег всегда будет уходить не в те карманы.

И, наверное, главный фактор: отсутствие чувства хозяина. Мы живем в стране победившего коллективизма, где все принадлежит всем и никому отдельно. Мы не в состоянии отремонтировать собственный дачный домик, и уж точно не сможем договориться с соседями и скинуться на отсыпку внутрипоселковых проездов. Так же и с дорогами. Они чьи? Кто за них отвечает? Региональный, муниципальный, федеральный чиновник? Так он просто администратор, который должен управлять финансированием строительства и ремонта. Вот у Владимира Путина, судя по всему, есть чувство хозяина. Поэтому на федеральном уровне дороги более-менее содержатся. Но Владимира Владимировича нельзя размножить на все города и регионы. В итоге он пытается решать точечные проблемы в ручном режиме, подменяя собой хозяина в местах, где его нет.

Порой случается чудо и в регионе или городе появляется губернатор, или мэр с чувством хозяина, который заботится о вверенной ему территории просто потому, что по-другому не может. Но это скорее исключения, система, построенная на коллективной безответственности, таких людей старается вытолкнуть из себя.

Единственные действительные хозяева дорог (как многоквартирных домов кстати) — это жители тех городов и районов, через которые они проходят. Только они по настоящему заинтересованы в нормальном содержании дорожной сети. Проблема в том, что хозяин — это тот, кто что-то вкладывает в объект хозяйствования. Время, деньги, труд. Можем ли мы сказать, что мы вкладываем в дороги? Каждый лично? Можем ли мы сказать: «в прошлом году я заплатил 5 тыс рублей на ремонт дорог, почему на них ямы?» Скорее всего, нет. То есть, именно наши деньги в виде налогов идут на дороги. Но сколько именно?

Инициатива президента отправлять один рубль из повышения акциза — это выглядит в том числе как попытка заставить считать автомобилистов потраченные личные деньги на дороги, разбудить в них ответственность и хозяйское отношение к собственным дорогам. Надеюсь, сработает. Но можно пойти и дальше: выделить все платежи на дорожную сеть в отдельные муниципальный, региональный и федеральный налоги, которые будет платить каждый гражданин (потому что все граждане пользуются дорогами так или иначе). И уплачивать их, как и автомобильный налог, раз в год самостоятельно. Тогда каждый житель быстро поймет, сколько он платит за хорошее состояние дорог и насколько они соответствуют уплаченным им деньгам. А чтобы процесс был более подконтрольным и прозрачным, можно сделать должность начальника муниципального, регионального и федерального дорожного фонда выборной. Чтобы люди точно понимали: состояние дорог — это результат их вложений и качества управления человека, которого они выбрали.