ЦРРП выпустил доклад «Социально-экономическое положение российских регионов (итоги первого полугодия 2025 года)»
Центр развития региональной политики (ЦРРП) представляет доклад «Социально-экономическое положение российских регионов (итоги первого полугодия 2025 года)».
В докладе представлен рейтинг социально-экономического развития субъектов в первой половине 2025 года. Он составлен на основе следующих ключевых показателей: управленческая эффективность, эффективность реализации экономической политики и общая динамика экономических процессов, позитивные и негативные тенденции, а также риски и прогнозы. Исходя из этого, все субъекты разделены на четыре группы: высокая эффективность управления (12 субъектов), эффективность выше средней (24 региона), средняя эффективность (35 субъектов) и низкая эффективность управления (14 регионов).
Лидерами рейтинга стали: Москва, Нижегородская область, Санкт-Петербург, Башкирия, Красноярский край, Московская и Тюменская области. Все эти субъекты федерации показали одновременно высокую социальную устойчивость и способность системы регионального государственного управления к экономическим изменениям.
Следует отметить, что в рейтинг не были включены ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области, так как военно-политическая ситуация в этих субъектах пока не позволяет оценивать их наряду с другими российскими регионами.
В докладе делается вывод, что, в целом, региональная управляемость повышается, но экономические показатели у многих субъектов оставляют желать лучшего, что связано как с внешнеэкономической конъюнктурой (как в случае с Сахалинской областью), так и с неэффективными управленческими практиками. Регионы России характеризуются высоким уровнем экономической дифференциации.
Развитые регионы имеют более высокую степень экономической эффективности в текущей ситуации. Однако, почти всем регионам необходимо серьезное усиление работы, прежде всего, в плане привлечения новых инвестиций в экономику. В условиях санкций инвестиции носят ограниченный характер. Как правило, это деньги крупных государственных компаний и их привлечение часто результат лоббистской деятельности губернаторов и членов их команд. Тем не менее, ряду субъектов (Москва, Татарстан, Нижегородская область, Башкирия) удается сохранить высокую инвестиционную привлекательность.
Ближайшая задача глав регионов заключается в разработке и реализации стратегических планов, которые позволят предложить новую повестку развития. Она предполагает сохранение и, в перспективе, увеличение темпов социально-экономического развития, что будет иметь непосредственный выход и на социальную сферу. Однако сохранение даже существующих темпов экономического развития невозможно без повышения оптимальности использования имеющихся ресурсов.