31.03.2025

Артем Кирьянов: эффекты от маркировки видны не только в табачной продукции, но и в никотиносодержащих жидкостях

Состоялось заседание Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при комитете Государственной Думы по экономической политике, посвященное проблеме регулирования оборота табачной) и никотинсодержащей продукции. Экспертный совет собрал представителей всех ключевых игроков отрасли, а также профильные ассоциации торговли, экспертов и общественных деятелей. Приняли участие представители общественных советов при Роспотребнадзоре, Минздраве, ФАС.

Участники заседания отметили последовательность и эффективность государственной политики по регулированию табачной отрасли, в части борьбы с контрафактом и предотвращения нелегального оборота продукции.

Представитель Центра развития перспективных технологий – оператора государственной системы маркировки «Честный Знак» — доложил, что использование цифровой маркировки позволяет значительно снизить долю незаконного оборота нелегальной подакцизной продукции в России.       После введения маркировки по всей России было закрыто 56 нелегальных табачных фабрик. Только за вторую половину 2024 года правоохранители выявили 5 нелегальных производств никотинсодержащей продукции. Изъято свыше 670 тыс. единиц готовой продукции на сумму более 500 млн рублей.

Отметили, что эффекты от маркировки видны не только в табачной продукции, но и в никотиносодержащих жидкостях. По данным ННЦК, доля незаконного оборота жидкостей для электронных систем доставки никотина (ЭДСН) снизилась с 79% (в IV кв. 2022 г.) до 65,8% (IV кв. 2024 г.). При этом растет доля легального сегмента. Сейчас в России продажу жидкостей для ЭСДН осуществляют более 170 тыс. легальных точек – это в полтора раза больше, чем годом ранее. Легальные продажи вейпов за аналогичный период увеличились в 3,5 раза. По данным НИУ ВШЭ, поступления акцизов по жидкостям для ЭСДН в бюджет России выросли практически в 10 раз за 3 года: с 45,1 млн руб. (в 2021 г.) до 421,6 млн руб. (9 месяцев 2024 г.).

Одной из главных тем обсуждения стал вопрос лицензированиядеятельности по оптовому и розничному обороту табака и никотинсодержащей продукции.

Поддерживая в целом инициативы регуляторов, участники заседания высказали ряд опасений и вопросов по предлагаемому порядку.

Ряд требований, предусмотренных разрешительным режимом лицензирования с использованием элементов модели лицензированияоптовой и розничной торговли алкоголем, способны повлечь за собой нарушение бизнес-процессов и существенные издержки для легальных участников рынка оптовой и розничной торговли ТП и НСП, а именно:

  1. В части оптового звена:

Требование о наличии складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде (на срок более года) с подтверждением посредством Росреестра не учитывает специфику бизнес-процессов участников рынка ТП и НСП и ситуацию на рынке складской логистики.

Подавляющее большинство представителей оптового звена ТП и НСП ввиду экономической нецелесообразности не имеют собственных складских площадей. На рынке складской логистики уже сложилась острая нехватка складских помещений (доля свободных складских площадей минимальна во всех регионах страны и не превышает 0,5%-1%), сопровождающаяся ростом средневзвешенной ставки аренды.

В данных условиях участники оптовой торговлив целях оптимизации бизнес-процессов используют услуги 3PL-операторов, при этом прямое заключение договоров аренды собственника продукции со складом отсутствует.

Кроме того, участниками оптового звена активно применяется практика хранения продукции на ХАБ – логистических комплексах, состоящих из множества складских помещений, находящихся на одной площади по единому адресу, где единовременно может хранится ТП и НСП разных собственников. При этом в рамках Росреестра разграничение такого рода мест хранения невозможно.

  1. вчасти розничной торговли:

Требование о наличии в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде (на срок более года) торговых объектов площадью не менее 25 м² в сельских населенных пунктах и не менее 50 м² в городских населенных пунктах не учитывает специфику малой и средней розницы, осуществляющей торговлю ТП и НСП. А именно:

  1. запрет открытой выкладки устраняет необходимость в витринах;
  2. продукция компактна (занимает мало места);
  3. не требуется объемных складских запасов;
  4. невысокая маржинальность продукции делает расширение торговых площадей нерентабельным.

Ввиду указанных факторов и на фоне высокой стоимости аренды торговых площадей по экспертным оценкам большинство специализированных торговых точек по стране имеют площадь 5-15 м².

В целом для малых торговых форматов ТП и НСП является трафикообразующим товаром, обеспечивающим выживаемость торговой точки за счет дополнительных продаж иной продукции.

Введение указанного требования фактически уничтожит подавляющее большинство торговых точек малого торгового формата- порядка 150 000 торговых точек по стране.

Помимо обозначенных экономических рисков, эксперты отметили угрозу криминализации отрасли, рост теневого оборота ТП и НСП, распространение некачественной и опасной продукции, потенциальную возможность сращивания нелегального рынка ТП и НСП с рынком наркотических веществ.

Учитывая вышеизложенное, предлагается рассмотреть возможность введения более гибкойреестровой модели для участников товарооборота ТП и НСП. Реестровый подход позволит достичь усиления контроля оптового и розничного оборота ТП и НСП в целях очищения рынка от нелегальных игроков, обеспечив при этом для бизнес-акторов реальные и, по сравнению с разрешительной моделью, практически реализуемые условия.