Андрей Шуклин: если Украина зачастую блефует, то игнорировать местный национальный фактор в Крыму нельзя
Сегодня угроза дестабилизации ситуации в Крыму сохраняется. Об этом заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на заседании в Севастополе. По его словам, в первую очередь угрозы « связаны с деструктивными устремлениями действующей политической власти Украины и особенно с агрессивной деятельностью украинских националистов, не принимающих волеизъявление народов Крыма о воссоединении Россией». Патрушев отметил, что деятельность запрещенного в России экстремистского «Меджлиса крымско-татарского народа» из-за рубежа способствует росту преступлений экстремистского характера в Крыму. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует политолог, к.ф.н., член Общественной палаты Тюменской области, директор Центра общественных коммуникаций Андрей Шуклин.
Попытки дестабилизировать ситуацию в Крыму будут продолжаться до тех пор, пока при власти будет находиться нынешний киевский режим. Крым для него давно стал предметом мечтаний и политических спекуляций, поэтому ждать, что агрессивно настроенные украинские националисты будут желать мира на полуострове, было бы чересчур наивно. Однако если Украина зачастую блефует и не может исполнить своих пустых угроз, то игнорировать местный национальный фактор никак нельзя.
В этой связи необходимо действовать в двух направлениях: с одной стороны, ставить вне закона сторонников экстремистских и националистических организаций и жестко с ними бороться, а с другой, проводить внятную и последовательную национальную политику в регионе. Для этого стоит идти по примеру Тюменской области, в которой действует специальный комитет по делам национальностей, и создать координационный совет национальных и религиозных объединений. Здесь представители власти и лидеры общин сообща обсуждают дальнейшие планы и стратегию развития, предлагают свои идеи и предложения, действуют сообща. Политика опоры на местных авторитетов приносит свои плоды – в области нет никакой напряженности, а все деструктивные импульсы, если и возникают, быстро гасятся внутри среды.
Властям Крыма стоит пойти по тюменскому пути и активнее взаимодействовать с религиозными сообществами и национально-культурными автономиями. Нужно формировать свою национальную интеллигенцию и ориентировать ее на процессы интеграции, от которых напрямую будет зависеть дальнейшая карьера и светлое будущее ее представителей. Постоянно жить алармистскими настроениями нельзя, необходимо формировать свою политику, усиливать собственные импульсы воздействия. Иначе может сработать психология осажденной крепости, когда можно будет ничего не делать, указывать на врагов и ждать чьей-то помощи. Нужно четко обозначить принципы крымской политики и сформировать стратегию развития полуострова. Стратегия же пишется не только в кабинетах власти, она формируется в ходе диалога. И в этом плане перед крымским истеблишментом стоит задача сформировать это самое поле диалога, быть в котором – почетно и престижно, а не входить в него – обрекать себя на роль политического маргинала и социального аутсайдера.
И, конечно же, большое внимание стоит обратить на качество политического управления, ведь когда обозначается проблема в виде слабого контроля над миграционными потоками, то здесь очевидны провалы в работе соответствующих структур и ведомств.