18.06.2014

Андрей Репневский: Путин дал Игорю Орлову «вежливый пендель»

Положение в Архангельской области действительно тревожное. Все, на что указал Президент РФ В.В.Путин, конечно, верно. Откуда, например, взяться приличной для районов Севера заработное плате, если главные отрасли, приносившие налоги в бюджет, простаивают или вообще дышат на ладан. Я имею в виду лесную, лесоперерабатывающую, лесоэкспортную, бумажную отрасли. Погублена знаменитая холмогорская порода скота. Практически нет рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей. Двина обмелела, порт дорог. От традиционных “доски, трески и тоски” осталась и усилилась только последняя составляющая.  Архангельск из города корабелов, лесников и моряков превращается в город чиновников, торгашей китайскими товарами, и развлекательных учреждений. Отсюда и отток населения и молодой рабочей силы. Люди ищут интересную и достойно оплачиваемую работу.
Нас пытаются развеселить неумеренным строительством неуклюжих громад развлекательных и торговых центров. Но откуда у низкооплачиваемого населения возьмутся деньги для ежедневных увеселений?
Особой вины губернатора  Орлова не вижу. Ситуация упадка складывалась десятилетиями. Лесное законодательство прежних лет практически содействовало разворовыванию лесных богатств области. Область практически банкрот. За несколько лет своего руководства он не нашел масштабных точек роста, это справедливое замечание. ОН НЕ СМОГ ПЕРЕЛОМИТЬ СИТУАЦИИ К ЛУЧШЕМУ. В связи с этим, как ни странно, “Пендель” от Путина дан руководству области очень вежливый. Может, это совет губернатору идти на выборы осенью. Время уходит. Пора ему решать этот вопрос, чтобы выяснить есть ли у него еще кредит доверия северян?
Высказывание Владимира Владимировича о том, что район наш давно обжитый, и странно, что мы живем хуже многих других регионов, заставил меня задуматься. Пришел к выводу, что не такой уж он обжитый, если от алмазного месторождения В.П.Гриба до ближайшей деревни более 100 км полного безлюдья. Где-то я вычитал, что для успешного и стабильного освоения и поддержания территорий надо иметь минимум 40 чел. жителей на кв. км. У нас в области на 2014 год плотность населения 2.02 чел. на кв. км. (Почти 78% населения горожане). Кроме того, именно старые обжитые районы при истощении ресурсов, которыми они жили, страдают более всего. Вспомним Рур в Германии 50-х годов, Угольные районы Великобритании времен Маргарет Тэтчер (70-80 годы) или наших шахтёров, стучащих касками на Горбатом мосту в Москве. Все они жили в районах очень даже обустроенных. Кризисы истощения ресурсов бывают именно в таких районах, а, поскольку, беда не приходит одна, то  и других политико-экономических причин полно.  Наоборот, новое строить куда легче, чем старое реставрировать и ремонтировать прямо при живых людях. Яркий образец – архангельский проржавевший насквозь водопровод. Надо ремонтировать, отключив горячую воду сотням тысяч людей.
Газ, нефть, алмазы не дают массовой работы населению области. Как правило, все добывается вахтенным методом, и большинство вахтовиков не из нашего региона. Важно и то, кому принадлежат эти месторождения и где зарегистрированы штаб-квартиры владельцев. Архангельская область, кроме Нарьян-Мара, почти ничего из налогов от этих месторождений не получала.
В связи с этим, несколько слов об алмазном месторождении им. бывшего главного геолога АГД Владимира Павловича Гриба. Это месторождение  нынешний разработчик и владелец “Лукоил” собирается выставить на продажу, так как для “Лукойла” это непрофильный актив. Покупателем может оказаться, например, британо-австралийская “Рио-Тинто”. Зарегистрирована она отнюдь не в Архангельске или Мезени. Трудиться там будут немногим более 1000 человек и, скорее всего, вахтовым методом. При строительстве месторождения ближайшая деревня (более 100 км. до месторождения) Сояна за порчу одноименной реки получила 14 миллионов рублей. Перечислены строителями деньги и в бюджет Мезени и Архангельска. Но, строительство закончено. Надо будет договариваться с новыми владельцами-эксплуатационниками, чтобы области не достался только “бриллиантовый дым”. Возможно, приезд В.В.Путина в Архангельск связан с решением контролируемой пока государством компанией “Алроса” купить месторождение. Однако, известно, что на мировом алмазном рынке предложение превышает спрос. Прибыль алмазных владельцев невысока. Они не заинтересованы в серьезной разработке, так как это еще снизит цены на алмазы. Это видно по слабым результатам многолетней деятельности другого месторождения им. М.В.Ломоносова, что в 50 км. от Архангельска. Оно практически никак не повлияло на улучшение производственной и социальной обстановки в Архангельске и области, а, вот, экологическое равновесие вокруг себя порушило основательно. В общем, алмазы нас не спасут.
САФУ пока еще только встает на ноги и производительной силой, локомотивом производства не стал. Известно, что отдача от образования не может быть моментальной. Пройдёт 10-15 лет, когда бывшие студенты САФУ войдут в силу. Беда еще и в том, что пока выпускники САФУ в основном идут в непроизводственную сферу, так как для них не хватает рабочих мест в этой сокращающейся сфере.
Надежды на развитие туризма в качестве наполнителя бюджета и кормильца населения области слабы. Испании и Турции из нас никогда не получится.  Это не значит, что от туризма, как существенного источника дохода, надо отказываться. У нас есть, что показать и посмотреть, но область никогда не сможет жить за счет прибылей от туризма. У нас все и всегда будет холодно, дорого или еще и с комарами. Арктическое путешествие на ледоколе “50 лет Победы” обходилось в 350 тыс. рублей. Планируемые с 2015 года “Русской Арктикой” более дешевые морские путешествия тоже бюджетной погоды не сделают. Это разовая экзотика для немногих.
С моей точки зрения, Архангельску, прежде всего, нужен глубоководный и относительно дешёвый порт. Кто угодно, хоть китайцы, но его должны построить, чтобы оживить промышленность и получить в местную казну налоги сразу от всех обрадованных пользователей водными путями: лесников, лесохимиков, экспортеров и импортеров, рыбников, туристов, газовиков и нефтяников. Надо возродить посадки лесов, особенно вдоль рек, хотя результат этого нынешнее поколение и не увидит. Но мы не должны жить по принципу “После нас хоть потоп”. Архангельск рожден, как морской и речной порт и иной перспективы развития у него нет.
Второе спасение – убрать всех возможных посредников между производителем и и покупателем товаров и услуг. Но это работа Российской Думы и Центрального правительства. В этом вины местных властей не вижу. Правда, в известной мере это будет удар по дурно понимаемой свободе капиталистического предпринимательства, сложившегося в достопамятные 90-е годы ХХ века. Вот здесь-то и нужно, как сейчас любят говорить, выказать политическую волю.
Что меня радует, так это огромные по масштабам работы на трассе М-8. Для Архангельска это как новое окно в Европу, после приоткрытой форточки прежнего битого асфальта. Только упираются главные развязки этой трассы в старый и узкий железнодорожный и автомобильный мост и забитые городские артерии-улицы.. У Архангельска очевидный автомобильный тромбоз. Это тоже мешает промышленности. Надо хотя бы доделать Московский проспект.
На развитие Севморпути и арктического компонента смотрю с надеждой, но с и настороженностью. С вложениями в Арктику Россия явно опоздала лет на 15. Сейчас может быть поздно, но не политическим или экономическим причинам.  Тревожат самые последние изыскания гляциологов и метеорологов. Выводы их указывают на то, что период потепления подходит к концу, к 2020 году наступит равновесие, а потом, возможно похолодание. Это может погубить многие надежды северян, связанные с планируемым освоением богатств атактического шельфа и приарктических зон. Если льды будут надолго перекрывать Карское море, то никакие атомные ледоколы не спасут положение. Проводка судов ледоколами – очень дорогое и медленное удовольствие. Южный маршрут через полмира снова будет куда надежнее, дешевле и быстрее.