09.06.2014

Андрей Лавров: Дубровскому удобно сделать Челябинск полигоном для тестирования новой модели МСУ

Челябинская область первой решила принять решение о смене модели МСУ: новый предусмотренный законом вариант разделил город на семь районов, число депутатов в думах которых составит 170, а глава Челябинска будет избираться из состава гордумы. Горожане поддержали и отказ от выборов гордумы. Законопроект, утверждающий новую схему работы, будет принят областным парламентов уже 10 июня. Как заявил глава исполкома челябинского отделения «Единой России» Александр Мотовилов, вопросами первой значимости являются создание райдум и полномочия их депутатов, а перераспределением полномочий между городом и районами, а также вопросом их финансирования придется заняться в 2015-2016 годах. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует кандидат философских наук, политолог Андрей Лавров.

lavrov

Федеральные власти предоставили несколько моделей. Что-то работает в маленьких городах, что-то в больших.

Та система, которую принял Дубровский, ориентирована изначально на города-миллионники. Так как большие города — это пугающие любую власть территории. Там есть креативный класс, люди могут выйти на улицы и начать высказывать свое мнение. Это, например, мы сейчас видим на Украине. Закономерно возникает желание раздробить эти территории на более мелкие, управляемые куски. Принцип «разделяй и властвуй». Второй смысл реформы МСУ, который очень поддерживают местные элиты — создание нижней прослойки депутатов. Нужно сделать депутатский корпус не трехуровневым, как раньше (Госдума — региональное Заксобрание — муниципальные думы), а четырехуровневым, добавить «служивых», по 5 тыс человек на депутата. Но совершенно непонятно, чем он будет заниматься и будут ли у него ресурсы, чтобы что-то решить. Конечно, бюджет минимален, с полномочиями еще не определились. Никто не любит отдавать деньги «вниз». Прослойка будет отвечать за все огрехи, находясь между молотом и наковальней. Причем люди в эту прослойку действительно будет входить разные.

Почему модель именно в Челябинске? Все просто, мы часто служим полигоном. Это удобно для Дубровского, на которого Путин возлагает некоторые надежды. Этакий предвыборный бонус, попытка оправдать доверие федеральных властей, показать им, что регион готов к внедрению передового опыта. Если модель заработает здесь, ее охотно распространят дальше. Челябинск удобен тем, что он стабильно-спокоен. В Екатеринбурге такие вещи не пройдут: атм уже развивается протестное движение.

Магнитогорск, город поменьше, уже боится потерять свою целостность, как раз в больших городах люди из разных районов уже сильно отличаются друг от друга и не всегда чувствуют какую-то общность. Поэтому Магнитогорск отказался от этой системы, под предлогом потери управляемости,а мы — нет.

Внедрение системы происходит под лозунгом «депутаты станут ближе к народу». Ближе то ближе, только толку от них, если жители кроме фразы «в бюджете денег нет», все равно ничего не услышат? Более того, я все еще не услышал ничего конкретного об их полномочиях. Возможно, на региональном уровне будет выпущен какой-то мелкий указ, общими фразами характеризующий круг компетенций депутата, но без финансового обеспечения все это бессмысленно.

Думаю, первое время власти будут просто наблюдать, какой народ набирается в депутаты. А после уже решат, как быть. Но народ быстро поймет, в чем проблема. Придя со своими претензиями к депутатам, они не получат ни денег, ни действий. И несчастные депутаты будут конкретно «огребать». Но в целом области пока это будет давать политические бонусы.