11.10.2013

Алексей Захаров: региональные авиаперевозки в России ограничивает отсутствие платежеспособного спроса

В рамках программы субсидирования региональных перевозок в Приволжском федеральном округе открыты новые рейсы из Ульяновска, Нижнего Новгорода, Саратова и т.д. Перелеты будет осуществлять авиакомпания «Татарстан» на самолетах Cessna 208B Grand Caravan, вмещающих, в зависимости от модификации, от восьми до тринадцати пассажиров. По программе государство компенсирует авиаперевозчикам 50 процентов стоимости билетов. Цена на рейсы колеблется в пределах 3-4 тыс. рублей. Ситуацию комментирует аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Алексей Захаров.

Захаров Алексей

Если авиакомпании летают, значит, для них это выгодно. Однако не думаю, что прибыль у перевозчиков такая уж высокая. Компании нужно платить зарплату летному и наземному персоналу, за керосин, за взлет-посадку в порту, за аэронавигационное обеспечение, за обслуживание пассажиров в аэровокзале, за обеспечение безопасности в порту и так далее. Сборы за портовое обслуживание (их устанавливает по каждому аэропорту Федеральное агентство по тарифам) у нас достаточно высоки. Керосин тоже не дешев. Почти за все самолеты компании либо вносят лизинговые платежи, либо идет амортизация (исключение составляют разве что Ан-24, которые давно себя окупили). Так что больших денег авиаперевозчики не получают.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.01.2013 №1 (с изменениями от 29.07.2013) авиакомпании получают дотацию не на пассажира, а на рейс. А эксплуатационные расходы на «маленьких» самолетах (Pilatus или Cessna) ниже, так что их использование более прибыльно. Да и пассажиропотоки на многих маршрутах не настолько велики, чтобы ставить на рейс хотя бы L-41

Предельные тарифы при перевозках по программе субсидирования жестко заданы упомянутым выше постановлением. Цифры 3147 руб. (для маршрута Ульяновск — Нижний Новгород), 5914 руб. (Ульяновск — Пермь) или 3093 руб. (Ульяновск — Саратов) взяты именно из этого документа. Так что ни о каком ценообразовании в привычном смысле этого слова здесь речи нет.

Не думаю, что у этого проекта перспективы слишком радужные. Региональные авиаперевозки в России ограничивает отсутствие спроса, причем спроса платежеспособного, то есть низкий уровень доходов населения. Пока программа в основном дает лишь увеличение объема перевозок по уже существовавшим, то есть популярным маршрутам. По новым трассам пассажиропоток мизерный.

Смысл проекта в том, чтобы «раскатать» новые маршруты и постепенно, снижая объем дотаций, вывести перевозки на «настоящую» рентабельность. Однако люди не будут тратить на билет треть своего месячного заработка. Денег сейчас не хватает ни в федеральном, ни в региональных бюджетах, так что до бесконечности дотировать перевозчиков никто не будет. А с окончанием субсидирования (программа действует до конца года) перевозки по большинству новых маршрутов просто прекратятся.