15.01.2014

Алексей Ширинкин: Челябинская область остается одним из «драйверов» российской экономики

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич планирует продолжить поиск стратегических инвесторов, а также получить первые результаты от реализуемых инвестиционных проектов уже в 2015 году и увеличить промышленную мощь региона в ближайшее время на 20%. Как отмечается, в декабре областной бюджет был перевыполнен на миллиард рублей. Ситуацию комментирует преподаватель кафедры политических наук и связей с общественностью ЧелГУ, политолог Алексей Ширинкин.

ширинкин

Следует отметить, что самая сильная черта имиджа Юревича как политика – эффективная экономическая политика. Фактически каждый из челябинских губернаторов довольно полно соответствовал сформировавшемуся у населения специфическому образу: Соловьев был «ельцинским реформатором», Сумин – постсоветским левым популистом, Юревич – социально ориентированным бизнес-лидером, близким к либеральной части политического спектра.
В условиях политического конфликта элит, обострившегося в Челябинской области в 2012-13 гг., стало довольно очевидным стилистическое отличие Юревича от идеального образа «путинского» менеджера – бюрократа, этатиста-консерватора, антизападника. Однако он сохранил соответствие основным формальным требованиям режима к региональному менеджеру – адекватности новым правилам политической игры и своей управленческой эффективности. Именно благодаря этому все попытки досрочного устранения Юревича с поста губернатора, предпринимаемые его противниками на федеральном уровне, разбиваются о, вероятно, сформированную Путиным позицию по этому вопросу: Юревичу нужно дать доработать полный срок, а там уже оценивать его работу и принимать кадровые решения.
Несмотря на то, что в иных регионах подобный губернатор, несомненно, оценивался бы как более чем успешный, и вопросов по продлению его полномочий не возникло бы, в случае Челябинска Михаилу Юревичу, действуя в условиях конкуренции за пост челябинского губернатора с московскими интересантами, приходится «прыгать выше головы». Более того, ему придется делать сильные политические ходы – как раз такие, как постановка амбициозных стратегических задач, связываемых именно и только с его именем, некий красивый и мощный challenge, вызов, который он берется решить. Пока мы явно видим некий поиск, оттачивание формулировки такого вызова: «рост промышленной мощи на 20%» — это хорошее направление, но пока, скорее, публицистика.
Неясен смысл термина «промышленная мощь» — если говорить о росте промышленного производства на 20%, то непонятно, по сравнению с какой датой, и каков ожидаемый период этого роста? Чтобы этот проект действительно сработал, требуется максимальная четкость и адекватность формулировок – ведь он нацелен, по большому счету, не на избирателей, которые итак поддерживают Юревича, а на одного главного избирателя, сидящего в Кремле. Фактически, речь идет о выработке предложений в адрес Путина – что именно берется сделать Юревич в свой следующий губернаторский срок во имя развития Южного Урала как части России?
При этом амбиции Михаила Юревича, как нам представляется, вполне обоснованы – Челябинская область остается одним из «драйверов» российской экономики, и эта роль не связана только лишь со старыми гигантами металлургии, на которых «выезжал» Петр Сумин. Мы действительно видим запуск новых современных производств неметаллургических отраслей, рост постиндустриального сектора, масштабные проекты горнорудной промышленности, санацию реликтов советского ВПК, рост малого бизнеса.
В условиях даже 1,5-2% роста российской экономики, Челябинская область, как одна из «точек роста» в стране, может дать до 4-5%. Если Михаил Юревич сохранит личное активное участие в привлечении инвесторов в область, усилит блок экономического стратегирования и работы с бизнесом в региональном правительстве, то существенное улучшение ситуации в экономике Южного Урала через 3-5 лет вполне может стать реальностью.