30.10.2019

Алексей Макаркин: люди сопротивляются экспансии примитива – и это вселяет надежду

Пост Гасана Гусейнова уже вызвал предсказуемую кампанию привычно оскорбленных с требованиями посадить, уволить, депортировать и др. Причем ксенофобские высказывания участников этой кампании позорят лишь самих их авторов. Если же говорить без истерии, то речь идет о двух вопросах, с которыми можно спорить.

Во-первых, о языке желтой прессы и телевизионных ток-шоу, которые действительно способствуют одичанию людей. Но это мировая проблема — упрощение вплоть до примитивизации, когда язык классиков вытесняется языком кухонь. И все это влияет на состояние умов и нравов. Причем наличие газет на турецком языке смягчению нравов не способствует. Можно немного отъехать от Берлина в Тюрингию – там только что прошли выборы в ландтаг, который теперь напоминает поздневеймарский рейхстаг (по иронии судьбы, Веймар тоже находится в Тюрингии). Два победителя – «Левые» (наследники СЕПГ) и «Альтернатива для Германии» (крайне правые). Почти четверть наследников Гёте и Шиллера проголосовали за жестко антимигрантскую партию, совершенно не заморачиваясь вопросом о том, кто умнее и человечнее немцев. До этого больше четверти саксонцев и чуть меньше четверти бранденбуржцев на аналогичных выборах также проголосовали за АдГ.

В России, кстати, настроения не столь брутальные, как на востоке Германии. С одной стороны, Левада-Центр отмечает рост ксенофобских настроений в условиях усталости людей от социально-экономических проблем – и это тревожно. С другой стороны, это не выражается в политических действиях — достаточно посмотреть на малочисленные «Русские марши», которые в нулевые годы выглядели серьезной проблемой. Нет повышения интереса к крайне правым. Нет скачка голосования за Жириновского, хотя лозунг «мы за бедных, мы за русских» многие помнят до сих пор.

Во-вторых, примитивизация соседствует с противоположными тенденциями – в том числе и в России. Похоронный звон по русской литературе, которая якобы не нужна русскому народу, оказался явно преждевременным. Есть Гузель Яхина с двумя пронзительными романами. Есть «Лавр» Евгения Водолазкина, соединяющий прошлое и настоящее. Когда эти книги только появились на рынке, то издатели, видимо, исходившие из того, что в России существует только примитивизация, рассматривали их как нишевую литературу для умников. Действительно, кому интересна судьба татарской женщины, изгнанной из родной деревни во время раскулачивания. Или учителя-немца из Поволжья. Или целителя из средневековой Руси. Теперь же тиражи книг этих авторов находятся на уровне времен «самой читающей страны». Причем люди покупают их не только ради сюжета – но и чтобы насладиться языком. А есть еще тексты и публичные лекции Дмитрия Быкова. И многое другое. Складывается впечатление, что люди (тот самый народ – по крайней мере, немалая его часть) сопротивляются экспансии примитива – и это вселяет надежду.