29.07.2015

Алексей Чадаев: откуда в стране столько людей, готовых выложить 150 миллионов за корочку депутата Госдумы?

На прошлой неделе пересекались с одним знакомым депутатом Госдумы, говорили о предстоящей кампании. Он в миноре — в список на проходное место попасть маловероятно, а одномандатная кампания, по его расчетам, влетит примерно в 150 млн — такой суммы у него нет, по крайней мере так, чтобы списать ее в чистые расходы без возможности возврата.

А вчера ИСЭПИ выкатил доклад про то, кто из действующих депутатов собирается переизбираться по одномандатному округу. Если вкратце, из действующих депутатов на округа собираются идти примерно треть — 150 человек. Это значит, что почти в половине округов вообще не будет действующего депутата даже в качестве участника кампании. А будут какие-то другие, непонятные и неизвестные пока люди. У которых, очевидно, есть столько денег заплатить за кампанию и при этом достаточная политическая харизма, чтобы ее выиграть.
Это, что называется, сказочка первая.
Сказочка вторая, совсем из другой оперы. Есть некий айти-бизнес (мобильное приложение), показывавший весьма неплохие показатели прибыли на старте. Увидев такое дело, владельцы пошли к инвесторам — расти и развиваться. Инвесторы им объяснили, что нужны миллионы юзеров и миллиарды оборотов, и подписали на быстрое масштабирование. Они начали нагонять в свое приложение трафик, и довольно быстро показатели прибыльности вначале ушли в ноль, а потом и в минус — цена привлечения одного «коммерческого» юзера оказалась больше доходов с него. Инвесторы теряют деньги, владельцы живут на зарплату управляющих и напряженно ожидают, когда деньги кончатся и лавочку можно закрывать.

Во втором «Уолл-Стрите» Лу Зейбл незадолго перед самоубийством сидит в своей брокерской конторе и разводит руками: «Я стал динозавром: я не понимаю, как можно зарабатывать на убытках». Я тоже чувствую себя таким динозавром: я не понимаю, откуда в стране берется такое количество людей, готовых выложить 150 миллионов за корочку депутата ГД, без каких-либо шансов отбить их с ее помощью. Я не понимаю, откуда берутся инвесторы, весь смысл инвестиций которых состоял в том, чтобы превратить прибыльный проект в убыточный — но зато, блин, _масштабный. Я не понимаю, откуда в страдающем экономическим кризисом отечестве столько денег чисто на понты.
Локально мне объяснили кое-что: многие предпочли в качестве вложения мандат в Госдуме домику в Ницце в логике импортозамещения, еще и на фоне разницы курсов. Вот цены и растут. Но вопрос не в этом: голосование исключительно по спискам привело к тому, что в нынешней Думе куча народа, у которых заведомо нет 150 на выборы, и которые сейчас озабочены будущим трудоустройством. Это придает кампании особый, неповторимый флер.