28.06.2016

Алексей Бочаров: Регионы игнорируют антитеррористическую профилактику

Уже 16 месяцев в России действуют строгие требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. Отправная точка правоприменения – постановление правительства за номером 272, подписанное премьером Дмитрием Медведевым 25 марта 2015 года. Документ призван обеспечить воплощение в жизнь рамочного федерального закона «О противодействии терроризму».

Согласно постановлению, практически в каждом более-менее заметном населенном пункте должна быть организована кропотливая работа по защите массовых объектов (по нормативам – все места, где могут одновременно находиться от 50 человек и более) от террористической угрозы.

Для каждого массового места — будь то школа, кладбище, стадион, отель, пляж, церковь, офисный или торговый центр – глава региона или муниципалитета создает межведомственную комиссию с участием собственника этого объекта, а также с включением представителей МВД, МЧС, ФСБ. Комиссия обследует место массового пребывания и относит его к одной из трех категорий, в зависимости от вместительности.

Следующий этап – после обследования и категорирования объекта на него составляется «Паспорт безопасности». Документ согласовывается в тех же профильных ведомствах и местной администрации. В паспорте прописываются меры по предупреждению и пресечению терактов, сведения актуализируются не реже одного раза в три года или чаще, по предусмотренным ситуациям.

Так вот, заканчивая краткий ликбез, зададимся вопросом: сколько массовых объектов в регионах охвачено антитеррористической паспортизацией? Мизер. Чиновники, в основном, отчитываются за бюджетные учреждения (больницы, школы, дошкольные объекты, детские летние лагеря, особенно после трагедий типа карельского Сямозера), хотя и здесь еще много белых пятен. У бизнеса своих хлопот полон рот, и, пока гром не грянет, коммерсанты думают лишь о максимизации дохода и минимизации издержек (выполнение нормативов по антитеррору – это ведь «просто» административная издержка).

Похоже, в некоторых случаях правоприменители вообще не разобрались со сферой своей ответственности. Так, в начале июня мэр Пензы Виктор Кувайцев с подчиненными публично распекал сетевой ритейл за то, что не присвоены категории магазинам и не составлены антитеррористические паспорта. Но исходя из правительственного постановления, категорирование массового объекта – это как раз компетенция мэра и межведомственной чиновничьей комиссии. И только потом можно спрашивать паспорт. Зачем все валить в одну кучу?

Похоже, муниципальная и региональная бюрократия дожидается очередного окрика федеральных структур, прежде всего, прокуратуры. Так, недавно прокуратура Тверской области взгрела местных чиновников за игнорирование мероприятий по категорированию мест массового пребывания людей.

Что касается собственников многолюдных объектов (и коммерческих, и бюджетных), то для особо непонятливых у государства есть дубинка – статья 20.6 КоАП РФ: невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уклонение от антитеррористической паспортизации подпадает под первую часть указанной статьи. Штраф для должностного лица – до 20 тысяч рублей, для юридического – до двухсот! Прецеденты активно формируются. Не далее как в мае 2016 года прокуратура Ивановской области отчиталась, что по ее материалам религиозная организация «Свидетели Иеговы» оштрафована по статье 20.6 КоАП РФ на 100 тысяч рублей за отсутствие паспорта безопасности на помещение, где проводились собрания адептов. Бог с ними, со «Свидетелями». А вот всем остальным надо шевелиться уже сейчас, чтобы не попасть под прицел надзорщиков