21.08.2015

Александр Носович: назначение Белозерова главой РЖД мало кто ожидал

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении на должность президента РЖД первого замминистра транспорта России Олега Белозерова, занимавшего пост первого замминистра транспорта РФ. Данное распоряжение было размещено на официальном сайте правительства.

Белозеров сменил на посту руководителя государственной инфраструктурной монополии Владимира Якунина, который претендует на должность сенатора от Калининградской области. Премьер на встрече с Белозеровым поручил ему в первую очередь обратить внимание на бюджет компании, инвестиции и пассажирские перевозки. Кадровые перестановки «Национальному Эксперту» комментирует аналитик Центра «Русская Балтика», обозреватель RuBaltic.ru Александр Носович.

aleksandr-nosovich

Назначение Белозерова стало неожиданностью, потому что неожиданностью был уход Якунина. Эти два кадровых решения контрастируют между собой вплоть до зеркальной противоположности.
Уход Якунина стал событием преимущественно политическим: бывший глава РЖД входил в ближайшее окружение Владимира Путина, числился в списке так называемых «преемников» еще со времен «проблемы – 2008», претендовал на создание новой государственной идеологии, выступал как отдельный субъект российской внешней политики в отношениях с постсоветскими республиками (с балтийскими странами, например).
Очевидный контраст — новый глава РЖД Белозеров. Он — классический технократ, но не замеченный в создании теории российской геополитики. С политической точки зрения, его назначение — типичный для президента Путина стиль балансирования между основными элитными группами в его окружении, когда не отдается явного предпочтения ни одной из групп, борющихся за важный актив, а на ключевую позицию в последний момент назначается нейтральная кандидатура.
С точки зрения РЖД, кандидатура зам главы Минтранса — сигнал к оптимизации деятельности этой корпорации. В последние годы при Якунине РЖД затевала амбициозные инфраструктурные проекты вроде скоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань». В нынешних условиях конфликта с Западом, санкций и экономического кризиса на подобные «раблезианские» затеи в российском бюджете денег нет.