07.10.2013

Максим Клягин: Создание сильных брендов в Самаре — сложный, капиталоемкий и долгосрочный проект

В Самарской области планируют разработать собственную торговую марку. Об этом заявил министр экономического развития, инвестиций и торговли Александр Кобенко. В средних и крупных продовольственных магазинах региона 30% товаров является продукцией местного производства, и власти должны повысить этот показатель. С этой целью Александр Кобенко предложил создать торговую марку, которой «смогут воспользоваться все производители товаров на территории Самарской области», если их товары и услуги будут соответствовать необходимым параметрам по «качеству, цене и конкурентоспособности». Инициативу комментирует аналитик управляющей компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

klyag

На мой взгляд, это вполне позитивная инициатива. В целом, создание узнаваемых брендов в различных индустриях, как часть комплексной программы территориального маркетинга и развития локальной экономики, безусловно, представляется весьма актуальной задачей. При этом, как правило, наиболее оправданы прямые инвестиции в бренды для компаний розничного профиля, оперирующих в сегменте B2С.

Сегодня подобные программы развивают многие регионы. Эффективное использование таких инструментов способствует увеличению узнаваемости продукции различных производителей товаров и услуг, позитивно отражается на динамике ключевых финансовых результатов, а также потенциально в перспективе может упростить им доступ на новые потребительские рынки не только в Самарской области, но и в других регионах.

Одновременно необходимо подчеркнуть, что создание сильных территориальных брендов, несомненно, сложный, капиталоемкий и, конечно, долгосрочный проект, реализовать который вряд ли возможно без решения целого комплекса задач – привлечения инвестиций, развития внутреннего производства, инфраструктуры и логистики, внедрения современных наукоемких технологий, повышения качества информационной политики.

Кроме того, результат во многом, конечно, зависит от методов решения масштабных задач. Необходимо избегать неоправданных решений, например, жесткого регулирования ритейла, ориентированного на поддержку продукции внутреннего производства. Нередко звучит призыв административно зарезервировать на полках магазинов 20-30% для местной продукции, однако, это вряд ли эффективное решение. Очевидно, что с учетом высокой зависимости от импорта, сравнительно низкого уровня развития внутреннего производства и сложной логистики далеко не во всех товарных группах и не на всех локальных рынках квота в 30% может быть реально обеспечена за счет продукции внутреннего производства. Механизмы непрямой поддержки и косвенных преференций должны быть максимально гибкими — с целью не допустить закрепления неэффективных решений.