28.08.2017

Олег Иванов: Общественная палата в Нижнем Новгороде сможет оживить город, дать городу новый импульс развития

Институт общественного контроля является ключевым элементом гражданского общества, важной частью системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основными площадками для реализации общественной активности являются общественные палаты (общественные советы), создаваемые в России на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. Основная цель их создания – учет мнения граждан по наиболее важным вопросам развития страны, региона или муниципалитета.

Формирование общественных палат на муниципальном уровне– это способ налаживания наиболее эффективной коммуникации между властью и обществом, это инструмент включения граждан в разработку и принятие решений на местном уровне, возможность достичь максимальной синергии. Безусловно, Общественная палата в Нижнем Новгороде сможет оживить город, дать городу новый импульс развития.

К сожалению, в настоящее время абсолютное большинство общественных палат практически полностью зависит от властей, что, конечно, нивелирует ценность самой идеи. Как правило, это связано с процедурой их формирования, которую устанавливают соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Именно с этой точки зрения мне было интересно проследить за Общественной палатой Нижнего Новгорода, которая сейчас создается там впервые и впервые в России — по уникальному формату.

В первую очередь, в Нижнем отказались от распространенной практики формирования общественной палаты, где треть списка избирается главой муниципалитета, еще треть – представительным органом и оставшаяся часть – предыдущими двумя третями. Считаю, что именно такой общепринятый порядок формирования муниципальных общественных палат является первопричиной, по сути, их «карманного» статуса. В Нижнем Новгороде исключили участие местной администрации в процессе формирования общественной палаты. За членов Общественной палаты голосуют сами кандидаты, что является весьма интересным и оригинальным решением. Считаю, что такой инновационный порядок формирования палаты и обуславливает реально независимый статус Общественной палаты как центра общественных инициатив.

Во-вторых, в Нижнем Новгороде оценивались не просто анкетные данные (фотографии и биографии кандидатов), но и проекты кандидатов, представленные в виде презентаций. Такая проектная ориентированность, на мой взгляд, очень интересна: она показывает, что в общественную палату попадут, в первую очередь, те люди, которые уже что-то сделали для города, те, кто идут в общественную палату не для того, чтобы просто получить для себя статус и «отбывать номер», а для реальной и конкретной работы в интересах развития города.

В-третьих, в Нижнем Новгороде отказались от практики интернет-голосования. Хотя такая возможность обсуждалась, но ее в итоги решили не использовать. На мой взгляд, это правильно, потому что «прозрачность» голосования по интернету и его результаты очень непросто проверить.

Такие новации в общественной сфере я могу только приветствовать. Считаю, что сформированная таким образом городская общественная палата может стать реально полезной структурой, центром коммуникаций власти и общества, а также точкой объединения всех здоровых общественных сил. Это позволит Нижнему Новгороду вернуть славу одного из центров общественных инициатив в России.

Кстати, в том, что такая демократичная и прогрессивная процедура формирования палаты вообще был применена, наверняка есть большая заслуга главы города Елизаветы Солонченко. К сожалению, как я уже отмечал, главы муниципалитетов обычно не заинтересованы в том, чтобы местные общественные палаты действовали самостоятельно и независимо. Рад, что у главы Нижнего Новгорода другое мнение по этому вопросу, и здесь многим коллегам стоит брать с нее пример. Думаю, что Общественная палата в Нижнем Новгороде сможет стать очень важным и полезным органом, возможно, что даже станет своеобразной политической визитной карточкой города.