30.10.2017

Москвичей попросили оценить характеристики потребительского рынка

В 2017 году по заказу правительства Москвы было проведено исследование мнения москвичей, направленное на оценку мер, предпринимаемых руководством города по защите и развитию конкуренции. Обычно слово «конкуренция» воспринимается как научный экономический термин, однако он обозначает вполне конкретное явление, которое может оценить каждый гражданин, рассматривая степень представленности различных товаров и услуг в районе своего проживания.

В анкете исследования был представлен широкий перечень товаров и услуг, который предлагалось оценить по таким критерия как «количество организаций», «качество услуг», «уровень цен», «ассортимент» (возможность выбора).

Чаще всего москвичи положительно оценивают те позиции исследования, с которыми соприкасаются достаточно часто. Об этом говорят данные, представленные ниже.

Пункты по предоставлению услуг мобильной связи в совокупности набрали большее число голосов респондентов, считающих, что их много или достаточно – 79,7%.

Услуги розничной торговли, по мнению москвичей почти также распространены – более 75% в совокупности.
Пассажирские перевозки наземным транспортом отметило 70,9% респондентов.

Услуги стационарной связи тоже достаточно широко представлены – 59,1% отметили это.

Хотя в данном случае можно говорить скорее об охвате населения данными услугами, а не о наличии конкуренции между различными поставщиками в этих сегментах рынка.

В связи с ростом рождаемости в последние годы в городе распространился бизнес, связанный с предоставлением услуг дошкольного образования детей. Это отметили в совокупности 57,7% горожан. Остальные позиции получили менее 50% поддержки со стороны респондентов.

Более половины респондентов заявили о том, что стоимость услуг мобильной связи их устраивает – 65,3%. На втором месте по степени удовлетворенности ценами следуют также услуги связи, но на этот раз стационарной – 53,8% опрошенных указали, что по данному виду услуг цены их удовлетворяют или скорее удовлетворяют. На третьем месте следует розничная торговля с показателем в 51,8%. Остальные позиции набрали менее половины согласий респондентов. Вообще надо отметить, что чем выше доля тех, кто затруднился с ответом, – тем меньше горожан реально пользуются данными услугами. Поэтому количество затруднившихся – важный индикатор для проведения анализа рынка.

Качеством услуг мобильной связи удовлетворено 66,7% респондентов. На розничную торговлю указало 59,5% респондентов, столько же отметило и пассажирские перевозки. Аутсайдерами в данном случае являются качество услуг предприятий детского отдыха и оздоровления детей (37,5%), наукоемкая и высокотехнологичная продукция (36,7%) и услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (34,1%). Последний пункт стоит особняком, так как эти услуги по понятным причинам недостаточно широко востребованы и многие граждане просто не имеют возможности оценить их качество.

69,7% респондентов высоко оценили возможность выбора практически по всем позициям и выделили в данном отношении услуги мобильной связи. Можно говорить о том, что продукт, предлагаемый операторами, удовлетворяет требованиям горожан в плане многообразия. Розничную торговлю в этой связи отметило в совокупности 67,1% респондентов, а услуги пассажирских перевозок – 62,4% горожан. Ниже других оценивается разнообразие услуг детского отдыха и оздоровления детей (43,6%), услуги в сфере наукоемкой и высокотехнологичной продукции (38,1%) , а также в сфере сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Но в целом удовлетворенность разнообразием по всему спектру услуг можно оценить как высокую.