03.06.2019

Михаил Виноградов: Глядя на современный американский кинематограф, обнаруживаешь, какой след оставили в культуре события 11 сентября

Посмотрел первые пять минут фильма «Чернобыль». Если продолжу, отпишусь потом. А пока вот о чем подумалось.

Глядя на современный американский кинематограф, обнаруживаешь, какой след оставили в культуре события 11 сентября. И обнаруживаешь, что в современной российской истории зафиксированных культурой соизмеримых поворотных событий почти или совсем нет. За рамками «война-космос-хоккей-баскетбол» кинематограф к чему-то более современному особо не апеллирует. У зрителя нет потребности в этом. У продюсеров – ощущения, что какие-либо события последних лет 40-50 могут выстрелить. Минкульт же вообще тонко намекает, что не стоит касаться чего-то «альтернативного» — от смерти Сталина до гибели «Курска».

Реально событий и тем (помимо Чернобыля) было множество. Даже если брать не подпадающие под политическую самоцензуру: 
— Падение берлинской стены
— Путчи 1991-1993
— Появление частного бизнеса,
— Дефолт и прочие черные дни недели
— Войны (афганская-чеченская-грузинская-украинская сирийская). Не то чтобы они в культуре отсутствуют вовсе – но, не зная о них, легко их не заметить или перепутать.
— Урбанистика
— Прилет Руста
— Гибель «Адмирала Нахимова», «Булгарии» и т.п.
— Терроризм
— Распад СССР и вообще что-либо, происходящее в постсоветских странах
— Возрождение церкви (ну или не возрождение, если это слишком ценнсотное слово – но все равно всплытие на поверхность в сравнении с советским периодом и общий рост внешней религиозности)
— Появление коттеджных поселков
— Формирование общества потребления
— Миграция и гастарбайтеры
— Лукашенко-Примаков-Назарбаев-Горбачев-Гайдар-Лужков-Жириновский
— Агрохолдинги
— Капитализация профессионального спорта
— Контрактная армия
— Чемпионат мира по футболу-2018
— Односторонняя дружба с Китаем

Вы сейчас мне припомните пару фильмов, где какая-то из этих тем фоном упоминается. Или что-то архтаусное, что про это якобы рефлексирует (если считать, что арт-хаус вообще умеет рефлексировать). Но понятно, что зритель может пройти мимо этого упоминания и рефлексии, в его памяти не остается ярких образов и желания вернуться и подумать еще раз. 
Запроса в культуре на рефлексию всего этого не появляется. И не просматривается на горизонте.