12.05.2017

Мария Филь: Управлять массовым сознанием стало проще

Для того, чтобы управлять общественным мнением, сегодня не нужно прибегать к «жестким» технологиям из прошлого (вводить цензуру, что-то запрещать, наказывать инакомыслящих).

Достаточно управлять «TOP-10» самых обсуждаемых тем. Известен принцип «Клиент приходит на очередь» – если она есть, значит, товар надо брать. Второй вопрос, нужен ли он, этот товар? Не важно. Сначала купим, потом разберемся. Хотеть то, что хочет большинство, интересоваться тем, чем интересуется большинство тебе подобных (иначе говоря, «стадный инстинкт») – древнейшая особенность человеческой психики. Справедливости ради, надо сказать, что не только человеческой: большинство животных ведет себя точно также.

Таким образом, формируя популярные темы для обсуждения, можно формировать «повестку дня» и определять направления движения общественных настроений. Некоторые аналитики считают, что с появлением соцсетей и иных каналов группового взаимодействия в интернете, делать это стало сложнее, чем во времена господства газеты «Правда».

На мой взгляд, механизмы управления массовым сознанием, напротив, еще более упростились. Сегодня достаточно постоянно генерировать информационные поводы, которые на короткое время взлетают на вершину рейтинга и становятся предметом яростных дискуссии в сети, чтобы уводить общественную активность в нужную сторону и канализировать энергию, которая могла бы быть направлена в другое русло. Вот примеры таких тем: «Путину предложили ввести налог на малодетность», «Вдова депутата Вороненкова останется без наследства», «Украина на грани энергетического кризиса» и т.д.

Большинство политических и экономических аналитиков вынужденно следуют за этой повесткой дня, желая быть «в тренде», чтобы их читали и комментировали. Те, кто комментирует, чувствуют свою причастность к важнейшим темам дня, получая от этого свою дозу удовлетворения, как будто от их мнения действительно что-то зависит. Формируется своего рода «цепь созависимости».

Средства массовой информации, в том числе большинство интернет-ресурсов, работающих как СМИ, на современном этапе перестали быть источником информации как неких полезных и фактически обоснованных сведений, а превратились в самый доступный инструмент решения психологических проблем. Именно из этого источника очень многие люди черпают недостающие в реальности эмоции и переживания, получают подтверждение обоснованности своей позиции, подкрепляют с их помощью уверенность в собственной правоте.

Информация сегодня – это главный наркотик, несравнимый по силе своего воздействия со всеми другими, изобретенными человечеством. Если лишить современного человека соцсетей, телевидения, информационных сайтов типа Яндекса, то жизнь многих «обнулится», потеряет всякий смысл, так как вся их эмоциональная сфера теснейшим образом связана с потреблением и распространением информации. Как говорится, есть над чем задуматься.