02.06.2016

Константин Толкачев: мы видим очередную имитацию бурной деятельности без системного влияния на рынок

С 1 июня в России действует закон, согласно которому любой гражданин страны может полноправно отказаться от навязанной страховки в течение пяти рабочих дней. Можно отказаться практически ото всех видов страхования: жизни, несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, автокаско и других. Нормы были разработаны Банком России еще в конце 2015 года, но срок адаптации к новым условиям работы для страховых компаний был продлен до конца мая 2016 года.

Стоит отметить, что предыдущая версия закона также предусматривала запрет на принуждение граждан к заключению договора добровольного страхования, но на деле навязывание услуг трудно было доказать. Теперь же страховая компания должна будет вернуть деньги за ранее приобретенную страховку в полном объеме (если действие договора за эти пять дней не вступило в силу) или же пропорционально количеству дней оказания этой услуги (если же договор уже начал действовать). Ситуацию  “Национальному Эксперту” комментирует юрист Константин Толкачев.

Решение Центрального банка сложно назвать новаторским. ЦБ занимается надзором за страховой деятельностью с середины 2013 года и демонстрирует, что этот рынок ему практически не подвластен. За три года страховые компании показали, какое отношение у них к своим клиентам и кто является главным на рынке. Примитивная покупка полиса ОСАГО превратилась в унизительное действо. Водители занимают очереди по ночам, пытаются подкупить страховых агентов, слушают сказки про отсутствие бланков и так далее. А уж если посчастливилось купить полис ОСАГО, то почти в 100% случаев с ним навязали еще какую-нибудь страховую услугу. Такая ситуация царит на рынке с конца 2013 года.
Но те автолюбители, кто пользовался законом России «О защите прав потребителей», могли легко добиться возврата денег, взятых страховыми компаниями, за навязанные услуги, пользуясь статьей 16 указанного закона: «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме» и статьей 32: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору».

Сравните текст приведенных статей закона «О защите прав потребителей», который действует с 1992 года (!) и «нововведение» ЦБ 2016 года. Очевидно, что практически никакой разницы нет. Очередная имитация бурной деятельности без системного влияния на рынок и защиту прав потребителей страховых услуг.