12.08.2015

Илья Гращенков: уход Скриванова дает возможность более результативно развивать Фонд развития моногородов

Решением наблюдательного совета Фонда развития моногородов генеральным директором Фонда назначен Илья Кривогов. Ранее он занимал должность начальника Управления по инвестиционному консультированию и экспертизе проектов моногородов Департамента региональной политики Внешэкономбанка. Как заявила заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева, Кривогов «работал по этой теме пять лет». Именно поэтому в ВЭБе считают, что его назначение «существенно ускорит принятие решений по тем направлениям, по которым Фонд работал все это время».

Макиева также отметила, что новая модель финансирования позволит Фонду развития моногородов увеличить количество получателей первых траншей для скорейшего начала строительства. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует директор Центра развития региональной политики (ЦРРП), политолог Илья Гращенков.

ilya-graschenkov

Проблема моногородов остается взрывоопасным экономическим фактором. В целом в стране более 340 моногородов, почти 50 из них — в крайне тяжелом положении. Несколько сотен тысяч россиян живут в полной зависимости от крупных предприятий, дышащих на ладан, и им негде найти другую работу.

Решение проблемы возлагалось на Фонд развития моногородов. Но ФРМ начал сотрудничество лишь с 11 муниципалитетами без видимых результатов.

На мой взгляд, ситуация только усугубилась после малообъяснимого назначения на пост директора ФРМ в декабре 2014 года выходца из Пермского края Дмитрия Скриванова. Будучи депутатом регионального заксобрания, он не имел за плечами никакого руководящего опыта в федеральных структурах. Этот человек известен в Перми конфликтами с местными политическими элитами и неспособностью долго усидеть на сколь бы то ни было значимых властных позициях.

Так, незадолго до назначения директором ФРМ он был отстранен от должности  руководителя приемной лидера «Единой России» в Пермском крае, еще раньше — от поста регионального координатора ОНФ. Тот, кто пролоббировал Скриванова в директора ФРМ, по всей видимости, полагал, что удалив его из Перми, он снимет напряжение на региональном уровне и получит управляемого человека на влиятельном посту. Скандального депутата позиционировали как деятельного человека, способного на новые начинания. Однако надежды не оправдались.

Уже в июне 2015 года его уволили без всяких объяснений. Думаю, в числе причин и личные качества Дмитрия Скриванова как руководителя, и его крайне слабая поддержка в Правительстве РФ. Хотя сам Скриванов указывал, что показатель его работы – точность инвестиций, а не объем раздачи денег, сегодня можно констатировать, что при его довольно бездеятельном руководстве, проблема моногородов только обострилась.

Чем этот неудачный эксперимент с назначением на ответственный пост изначально слабой фигуры обернулся для государства? По некоторым подсчетам, уже к 2016 году можно было создать более 90 тыс. новых рабочих мест не только за счет промышленного, но и развития малого и среднего бизнеса. Почти 20% моногородов должны были быть ликвидированы, а жители переселены. Проведена политика управляемого сжатия с переселением 50% горожан в другие муниципалитеты. Но ничего этого так и нет!

Уход Скриванова в начале этого года дает возможность более результативно развивать ФРМ. Сегодня нужно сосредоточиться на выполнении планов развития до 2017 года, увеличить объемы финансирования и реализовать модель «перезагрузки» большинства поселков. Иначе уже в 2016 году их может ожидать мощный социальный взрыв.