28.07.2017

Илья Гращенков: лучше пойти по пути тех регионов, где муниципальные районы остаются в своем статусе

Глава Крыма Сергей Аксенов пообещал разобраться с двоевластием в муниципалитетах республики. Об этом он заявил в эфире программы «Серьезный разговор» на телеканале «Крым 24». «Полномочия председателя (городского или районного) совета и главы администрации фактически равны, и они (руководители) зачастую конфликтуют. Это приводит к ненужной конкуренции, к ненужному соперничеству и так далее», – сказал Аксенов. По его мнению, некоторые районы и города также необходимо объединить под одним руководством. Несмотря на то, что итоговый вариант реформы власти Крыма хотят представить в 2019 году, работа над документом ведется уже сейчас. О том, какая муниципальная реформа нужна Крыму, «Национальному Эксперту» рассказал директор Центра развития региональной политики (ЦРРП), политолог Илья Гращенков.

По федеральному закону Крым обязан проводить муниципальную реформу в соответствии с российскими законами. Они есть, хотя и далеко не совершенные, а значит, республике придется выбрать одну из утвержденных схем. Например, преобразование районов в городские округа, наподобие той реформы, что идет сегодня в Подмосковье. Там из муниципальных районов создаются городские округа с единой администрацией и советом депутатов. Минус этой реформы в том, что де-факто отменены выборы глав, их места занимают нанятые по конкурсу сити-менеджеры, что колоссально снижает качество управления муниципалитетами. Да и драконовские меры по отношению к МСУ не дают никаких полномочий депутатам – вся власть сосредоточена в руках губернаторов и посаженных ими глав по контракту.

Сегодня основные претензии к местным чиновникам – низкая вовлеченность в реальную работу и коррупция. Дублирование функций в администрациях позволяет «пинать» граждан от одного чиновника к другому затягивая решение их вопросов. Но реформа не решит проблему до конца. Для эффективного управления часть функций должна быть передана в многофункциональные центры, под патронажем области, а муниципалитеты в этом случае будут лишь подотчетными исполнителями. Подобные схемы МФЦ работают и в Москве и в Подмосковье и ряде других регионов и тут опыт – весьма успешный.

Главное — постараться избежать соблазна выстроить в регионе жесткую вертикаль власти, когда каждый глава назначенный губернатором будет работать на одного своего избирателя – главу региона. Такая схема очень соблазнительна для главы, но несет в себе риск перекладки ответственности с уровня МСУ на уровень региона.

Лучше пойти по пути тех регионов, где муниципальные районы остаются в своем статусе, глава выбирается прямым голосованием, а вот их полномочия находятся под серьезным контролем со стороны региона.