15.12.2017

Илья Гращенков: Иркутская область – социалистический локомотив российской экономики

Не секрет, что после выборов президента РФ в 2018 году российскую экономику ждут серьезные перемены. Новый подход, так называемая «мобилизационная экономика», будет идти вразрез с либеральными концепциями. По сути, речь идет об определенной «советизации» отечественной экономики по принципам позднего СССР. Однако лидером этого процесса может стать Иркутская область. Новации придут не из столицы, как это обычно бывает, а будут внедрены и апробированы на местах.

Действительно, за два года управления Иркутской областью губернатор Сергей Левченко продемонстрировал серьезный рост промышленного потенциала и социально-экономических показателей. По многим показателям Приангарье – лидер в СФО. Особенно по таким интегральным показателям, как рост ВРП – более 5%, рост промышленного производства, рост инвестиций и т.д. Проанализировав позитивные факторы успеха, руководство Иркутской области пришло к выводу, что главным фактором развития является грамотное планирование. Инвестиции должны идти в те точки роста, которые демонстрируют максимальную эффективность, в данном случае речь о промышленном секторе – главном сокровище Приангарья, созданном руками самих жителей.

Автором новой экономической концепции Иркутской области может стать советник президента РФ Владимира Путина, академик Сергей Глазьев. Он — автор научной гипотезы под названием «Закономерность периодической смены технологических укладов в процессе развития мировой и национальных экономик». Центр разработок Сергея Глазьева готов реализовать в Иркутске экспериментальный проект, региональная часть которого создана на основе федеральной концепции, в которой главным фактором экономического роста является планирование. Как во времена СССР 70-80 гг., когда структура Госплана являлась одной из ключевых при определении экономических приоритетов. Но на уровне региона главной задачей будет не создание «микро» Госплана, а создание принципиально новой концепции развития области, за счет планирования бюджета и инвестиций в основные точки роста. Чтобы обеспечить экономический рост, необходимо сочетание стратегического планирования с частной инициативой предприятий. Для этого, в частности, в стране уже принят закон о стратегическом планировании. И Иркутская область может стать первым регионам, где он будет реализован – своеобразным социальным локомотивом.

Сергей Глазьев также выступает за необходимость применения механизма инвестиционных контрактов долгосрочных кредитов. Так в своё

время поднималась европейская экономика. По этому пути идет и Китай. Правильно будет использовать этот опыт и на региональном уровне. Первое, что необходимо сделать в Иркутской области — перевести функционирование правительства на технологию стратегического и индикативного планирования. Стратегическое планирование указывает перспективные направления развития экономики, опираясь на долгосрочные прогнозы научно-технического прогресса и понимание возможностей опережающего развития экономики страны в рамках мировой экономики. Индикативное планирование дает ориентиры деятельности органам региональной власти всех уровней по созданию условий для наращивания инвестиционной активности в целях роста производства для повышения уровня жизни населения. Оно также предоставляет предпринимателям возможность воспользоваться этими условиями.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко не раз говорил, что грамотное планирование невозможно реализовать без механизма личной ответственности чиновников. А также привязки госбанков к задачам кредитования роста производства. Поэтому новый тип управления в Иркутской может стать драйвером для распространения этого опыта по всей России. Здесь видение управления регионом Сергея Левченко совпадает с глобальным видением Сергея Глазьева, который говорит о том, что в скором времени России потребуется также план опережающего развития на основе нового технологического уклада. Дальнейшее развитие мировой экономики связано с формированием новых мирохозяйственного и технологического укладов, образцом развития которых является КНР. Для этого все ведущие страны мира прибегают к стимулированию инвестиций. В данном случае, власть федеральная и власть региональная будут выступать как партнеры, помогая развитию экономики, а не обеспечивая ее выживание исключительно за счет финансовых санаций, как это происходит сегодня.

Еще одно важное ноу-хау – создание политики двух бюджетов. Где регулярный государственный бюджет формируется главным образом за счет налогов, а бюджет развития — за счет неналоговых поступлений от предприятий, перечислений из внебюджетных фондов с добавлением положительного сальдо государственного бюджета. Это — бюджет развития и он предназначен для целей экономического строительства, в основном для строительства важнейших объектов общегосударственного значения. Основной целью такого бюджета является выведение всех расходов по капитальному строительству за рамки регулярного госбюджета. Напомним, что после дефолта 1998 года разделение бюджетов использовалось в правительстве Евгения Примакова. Тогда государство начало формировать бюджет развития, налаживать механизмы рефинансирования коммерческих банков под векселя платежеспособных производственных предприятий.

Но впоследствии этот эффективный экономический механизм, принесший свои плоды, был заменен Стабилизационным фондом, ставшим каналом перекачивания российских бюджетных доходов в американские долговые обязательства, по «либеральной» схеме. В какой-то мере эти экономические подходы Сергей Левченко уже реализует. Но для кумулятивного эффекта на новые рабочие рельсы должна быть переведена вся региональная экономика. Работа регионального правительства, муниципалитетов, даже частного бизнеса в Иркутской области – все должно стать частью единого плана, единой государственной программы. В этом случае развитие можно прогнозировать, инвестиции распределять эффективно и жестко контролировать исполнение плана. В условиях ухудшения социально-экономической ситуации в России, которую МЭР и Минфин прогнозируют уже во второй половине 2018 года и вплоть до 2020 года, опыт Иркутской области может стать ключом к развитию всей российской региональной экономики.