17.05.2018

Григорий Трофимчук: Появившийся Крымский мост имеет значение сразу в нескольких ключевых сферах

Владимир Путин принял участие в церемонии открытия движения по Крымскому мосту. Глава государства сел за руль КАМАЗа и доехал из Краснодарского края до Керчи всего за 16 минут. Безопасность открытия автомобильной части обеспечивали почти 600 сотрудников МЧС. В торжественной речи Владимир Путин высоко оценил качество и скорость строительства моста. Мост через Керченский пролив стал самым протяженным в России. Его длина составляет 19 километров. Значение моста для Крыма и России «Национальному Эксперту» прокомментировал политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук.

Появившийся так быстро Крымский мост имеет значение сразу в нескольких ключевых сферах.

Во-первых, в экономической, так как такая коммуникация снимает массу текущих хозяйственных проблем. Во-вторых, в геополитической, так как несмотря ни на какие трудности (санкции, отношение США и т.п.) проект все же реализован, что само по себе является символичным. И наконец, в психологической сфере, с учетом того, что не только недоброжелатели, но и практически все инженеры открытым текстом заявляли на весь мир, что мост никак не может быть построен по техническим соображениям, противопоказаниям и нормам. 

Мост пока что не встал под окончательную нагрузку, что позволяет этой части ученых еще на что-то надеяться. Однако они уже сейчас должны сделать серьезные корректировки в своих расчетах и, наконец, объяснить всем нам, где же они ошиблись. Многие комментаторы говорят и об историческом значении Крымского моста, однако я бы в этом плане был поскромнее. Так как бывшей Большой России, в которую естественным образом входила всегда Украина, эта коммуникация просто была ни к чему, так как вся крымская инфраструктура всегда была завязана на материк. Тем не менее, на вещи надо смотреть трезво и понимать, что с возведением моста возникнут и дополнительные трудности практически в тех же сферах. Так как объект надо будет регулярно охранять на всем его протяжении, всеми имеющимися в распоряжении средствами. С учетом того простого факта, что этот проект все-таки больше политический, чем экономический, поэтому диверсии в его сторону вполне возможны, не говоря уже о военно-политической сложности самого региона. 

Надо отметить и странную позицию официального Киева, который явно не знает, как ему реагировать на факт появления российского моста. Нет точной методики. Все протесты, жалобы, апелляции со стороны руководства Украины на фоне моста выглядят как-то по-детски, как будто сама Украина размером с Молдову. Конечно, нельзя исключать того, что западные друзья Украины посоветовали ей не «дергаться», чтобы дать России втянуться, с этим мостом, в проблему поглубже, выбросить огромные деньги. Но даже при этом жалобы Киева являются проявлением слабости: в конце концов, это не магазин, с Книгой жалоб и предложений для расстроенных покупателей. Некоторые наблюдатели, и в России, и за рубежом – иногда с кривой улыбкой – отмечают, что строительство объекта в целом еще не завершено. Но, думаю, судя по тому, как реализована первая очередь, им следует сделать вывод о том, что и остальные точно так же, по графику, войдут в строй.