05.02.2018

Григорий Трофимчук: если у региона есть свой лоббист, то этому региону сильно повезло

Чисто западный термин «лоббист» пока еще не очень плотно прижился в постсоветском, и в частности, российском, общественном сознании. Но входит в наш лексикон все активнее, наряду с «амбициями» «карьерой», «альянсом» и другими словами, которые раньше считались откровенно чуждыми.

Более важная часть проблемы состоит в том, что лоббизм еще не полностью усвоен нашей законодательной системой страны, и зачастую, к сожалению, смешивается с коррупцией. Тем не менее, лоббист – это тот, кто активно отстаивает интересы своего региона, своей структуры или отрасли, и занимается не просто полезным для них делом, но может считаться человеком с нерядовыми способностями. Для русского уха слово «лоббист» окрашено в понятное и сходу узнаваемое качество: это тот, кто пробивает сложный опрос лбом. Главам российских регионов приходится быть лоббистами в ежедневном режиме, это одна из базовых и неформальных составляющих их должностных обязанностей. Быть природным лоббистом для них даже намного важнее, чем тихо размещать о себе или своем регионе рекламно-информационные материалы в СМИ. Иногда успешное развитие того или иного субъекта РФ зависит исключительно от лоббистских качеств руководителя, особенно в том случае, когда в регионе нет никаких возможностей для развития, сырья или объектов энергетики. На такие места, как представляется, следует назначать лидеров лоббистского рейтинга. В СССР лоббистов, номинально, не было, но были известны так называемые снабженцы, в том числе по фильмам. По сути, так оно и осталось: главе региона необходимо снабжать свою территорию всем необходимым, начиная с привлечения инвестиций, на чем регулярно настаивает высшая федеральная власть. В текущих рейтингах лоббистов-лидеров регионов наибольшее внимание привлекает средняя часть списка. Именно этой группе руководителей приходится тяжелее всего, так как возможностей у них существенно меньше, чем у тех, кто по определению попадает на самый верх. Поэтому здесь стоит обратить внимание и на О. Кожемяко (Сахалинская область), и на А. Дюмина (Тульская область), и на А. Бречалова (Удмуртская Республика), и на многих других.

Интересно, что тот же глава Сахалина опережает главу Подмосковья, что, судя по всему, далось не просто так. Где Подмосковье – и где Сахалин, из которого по-любому докричаться непросто. В целом, можно сказать, что если у региона есть свой лоббист, то этому региону сильно повезло. В дальнейшем, судя по общей экономической ситуации, это качество будет только усиливать свою значимость. Надо также сказать, что, по многим параметрам, губернаторам намного сложнее заниматься лоббированием, чем руководителям крупных отраслей. И это тоже делает их профессионально сильнее.