24.01.2017

Георгий Федоров: почему я против передачи Исаакиевского собора РПЦ

Я тут подвергся критике от многих хороших людей за мою позицию против передачи Исаакиевского собора РПЦ. Мол, я примкнул к радикальным либералам и вообще отошел в этом вопросе от патриотизма. Причем меня покритиковали весьма уважаемые мной люди. И некоторые действительно верующие и искренние люди. И вообще передача справедлива.

Уважаемые друзья! Я решил более подробно объяснить свою позицию. По пунктам. Я всегда стою за справедливость, но тут особый случай.

Первое. До революции церковь по сути была государственным учреждением и пользовалась государственным покровительством. То есть церкви ИЗНАЧАЛЬНО контролировались государством. Сначала царской Россией, а потом Советской. Соответственно странно, почему надо государству сегодняшнему лишаться такого права сейчас, учитывая мировой статус Собора и его вклад в культурное наследие.

Второе. Зная Питерскую нынешнюю епархию, могу сказать, что она не безупречна и некоторые высокопоставленные представители ее имеют репутационные проблемы. И мне кажется, что управление таким активом может ухудшить сегодняшнее положение собора. А если представить, что епархия его не сможет содержать, то конечно его будут субсидировать из Питерского бюджета на налоги граждан. Тогда зачем передавать? Нелогично.

Третье. Зная последние инициативы власти по фактической деприватизации жилья (в том числе возможность отнимать последнее жилье у должника), можно с большой уверенностью предположить, что многие богатенькие потомки сбежавших от революции тоже со временем предъявят права на «свое имущество», отобранное большевиками. Ведь «это же справедливо».
Четвертое. Следующим этапом может стать (и станет) просьба РПЦ вернуть им их земли, что приведет к серьезнейшему перераспределению сельхоз и иных лакомых земель. А зная алчность и коррупцию, мы столкнемся с массовыми нарушениями прав простых граждан и работников села.

Пятое. В последние десятилетия очень много храмов и собственности было передано РПЦ. Иногда даже действительно правильно, но уже сейчас мы слышим голоса других «пострадавших» конфессий с просьбами о передаче им госсобственности. И со временем мы получим кучу межрелигиозного и социального напряжения по этому поводу. Например, представители одной из религий, уверен, с новой силой начнут добиваться передачи ей ряда предметов культурного наследия, которые ей когда-то принадлежали. К примеру, Библиотека Шнеерсона. И, кстати, это напряжение в религиозной среде и части общества будут и уже используют «заклятые друзья» как вне России, так и некоторые силы внутри страны.

У меня есть и еще несколько аргументов против передачи, но они скорее эмоционального, чем прагматического характера. Поэтому я их здесь озвучивать не стану, дабы никого не обижать.

И последнее. Я не люблю двойные стандарты. Особенно по отношению к понятию справедливость. Я бы поддержал передачу всех храмов, собственности РПЦ и другим конфессиям при одном условии: если бы они во весь голос заявили бы о справедливом возвращении (национализации) всех стратегических предприятий и заводов, которые прихватизировали олигархи в лихие 90-ые. Пусть выступят инициаторами отмены залоговых аукционов и возврата украденной у народа госсобственности. Но, боюсь, на меня сразу начнут шипеть, что я толкаю страну к гражданской войне и смуте. Я же, если такое произойдет и наша Церковь выступит с такой инициативой, буду первым, кто выступит за «восстановление исторической справедливости».