05.06.2017

Дмитрий Солонников: в мире через продвижение в социальных сетях сегодня выигрываются выборы

То, что базовый поток информации, получаемый населением, последние годы все активнее перемещается из традиционных СМИ в интернет – это такой секрет Полишинеля. Поэтому всегда забавно читать и слышать, как кто-то вдруг открыл миру эту данную истину.
Здесь уместно вспомнить строчки японского мастера хокку XVIII – XIX Кобаяси Исса

Так кричит фазан
Будто это он открыл
Первую звезду.

Но звезды интернета давно зажглись на небе, и, естественно, на данный факт нужно реагировать. Реагировать всем участникам медийных процессов, и органам власти в том числе. В мире через продвижение в социальных сетях сегодня выигрываются выборы, формируются массовые потоки людей и денег, продвигаются товары и идеологии.
При этом речь идет не только о работе с молодежью, а о работе со всей аудиторией, хотя про молодежь здесь нужно будет сказать отдельно.

Итак, власть и социальные сети. На самом деле тема разбивается на два блока. Первый – это обеспечение безопасности при работе с информацией в сети интернет. Второй – это продвижение в сети собственной информации.

С первым блоком есть определенные сложности, так как практически все программное обеспечение у нас в стране, и в органах государственной власти, и у государственных служащих и членов их семей на персональных компьютерах и мобильных устройствах стоит зарубежное, по большей части разработанное вероятным противником, имеет закрытый код, и явно делает не только то, что от него просит непосредственный пользователь. Это объективная реальность. И бороться с ней в масштабе всей страны можно только разрабатывая собственное ПО (возможно в международной кооперации) и насильственно устанавливая его во всех органах государственной власти, заставляя только им пользоваться госслужащих, активно продвигая его среди всех потенциальных потребителей в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и т.д.

Без этого меры будут лишь частичные. Это запрет чиновникам пользоваться иностранными мессенджерами и облачными сервисами, введение единой защищенной платформы для обмена сообщениями между чиновниками или реализация проект «Электронный парламент». Данные работы будут развиваться и продолжаться на уровне всей страны, чему подтверждение назначение Максута Шадаева, автора приведенных выше инициатив, советником Сергея Кириенко в администрацию президента РФ.

Со вторым блоком гораздо интереснее. Нужно отметить, что поколение среднего возраста – те, кому сейчас от тридцати до пятидесяти – это тоже поколение, выросшее уже в эпоху интернета. Они все активнейшим образом там существуют, общаются, делятся информацией, формируют актуальность запросов. Это основные возрастные группы жителей страны: отцы и матери, рабочие и директора. И работа с ним – это основная задача все пресс-служб государственных и частных кампаний, органов власти, общественных организаций. Ничего нового здесь нет. Если сегодня какая-то пресс-служба не представлена в социальных сетях, не ведет свои блоги, не работает в группах, не размещает хештеги, не занимается таргетингом информации, то это говорит о ее профессиональной непригодности. Здесь не нужно изобретать велосипед, создавать новые комиссии и комитеты, нужно профессионалов набирать в те структуры, которые и так отвечают за данный фронт работ.

Что же касается возможности появления новой комиссии, в состав которой войдут популярные блогеры, при комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы, то это выглядит скорее как попытка начала государственной карьеры Александры Балковской, или попытке Василия Власова дополнительно напомнить о себе. То есть это кадровая игра конкретных персонажей, чем реальная деятельность. Хотя, впрочем, никакой беды от данной комиссии не будет. «Пусть расцветают сто цветов» — как сказал когда-то Мао Дзэдун. Будут реальные блогеры участвовать в проекте – отлично, не будут – тоже не беда, хуже не станет.

И, наконец, о молодежи. Молодежь сегодня – это поколение Z, или цифровое поколение – это люди, родившиеся в конце 1990-х годов – начале 2000-х г., это та реальная сила, которая уже сейчас заявляет о себе на социальной, экономической и политической аренах. Кто они – эти люди, родившиеся со смартфоном в руках? Какой образ будущего они представляют себе и к чему стремятся?

Как показали события начала 2017 года в крупных городах России, мы не очень знаем ответы на эти вопросы. Да, это первое поколение, которое не помнит кризиса девяностых, а тем более развала СССР. Это первое поколение, которое в социальных сетях начало общаться еще до того, как получило паспорт.

Основная реальность поколения Z – виртуальная реальность. Эти подростки растут в мире, где возможности безграничны, но время – нет, поэтому их потребление информации имеет свою специфику. Их взаимодействие с реальностью несет новую специфику, контакт с ними требует специальных техник и навыков.

Прежде чем эффективно взаимодействовать с этим новым поколением, нужно его описать на его языке, потом предложить оргдеятельностные механизмы выстраивания контактов, но, опять же, в рамках традиций этого поколения, окунувшись в его виртуальную среду. Это все не решается одномоментными административными решениями и командами.

Здесь нужно выстраивать долгосрочную стратегию, начиная с исследовательских разработок. Именно с этим новым поколением не удастся работать в рамках стандартных PR-моделей, и блогеры здесь уже будут ни причем, для поколения Z –это уже вчерашний день, а не их бодрое сегодня. Если власть захочет реально взаимодействовать с молодежью, то весь сложный путь узнавания, описания и понимания придется проходить с самого начала.