12.02.2018

Дмитрий Казанцев: власти Башкирии реализуют установку федерального центра на повышение электоральной активности

В России началась техническая работа по мобилизации электората. По сообщению СМИ, федеральный центр не разрешил регионам для повышения явки проводить в день голосования лотереи и конкурсы, как это было на осенних выборах 2017 года. Отмечается, что отказаться от такой инициативы пришлось из-за негативной информационной волны, которая была вызвана «розыгрышем призов» на избирательных участках. Вместо этого во многих регионах 18 марта пройдут опросы по проектам благоустройства городов, «школьные референдумы» и референдумы об объединении районов. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует политолог Дмитрий Казанцев.

Инициируя крупномасштабные неполитические акции и «фоновые проекты», республиканские власти в преддверии 18 марта реализуют установку федерального центра.

Среди недавних примеров таких мероприятий по повышению электоральной активностиможно отметить праздничный концерт ко дню добровольца, собравший более 10 тыс. жителей Башкирии и анонсирование в СМИ опроса уфимцев по благоустройству городских парков ко дню выборов. В первом случае был задействован механизм«Выборы как праздник», с привлечением «подвижного электората» из молодежной среды, который представляет порядка 20,5% избирателей региона, в другом метод активизации жителей электорально значимой территории через мероприятия референдумного типа– в Уфе проживает треть населения (в том числе избирателей)Башкирии.

Если проанализировать электоральную историю региона,то за прошлый период президентских выборов мы увидим, относительно высокие результаты явки, в 2012 году в Башкирии проголосовало 76,31% избирателей, что не только коррелирует с общероссийскими показателями(65,3%), но и превышает их.

Причин я вижу несколько – это устоявшиеся электоральные традиции, активистская политическая культура местного населения и профессионализм нынешнего внутриполитического блока Башкирии. Последние вместо пресловутого админресурса используют более эффективные мобилизационные технологии, например «фоновые проекты», направленные на привлечение к голосованию молодежного электората и сельских жителей («молодежные праймериз», студенческие парламентские дебаты, мероприятия по повышению правовой грамотности и соответственно политической субъектности молодежи в муниципальных образованиях), легитимизирующие избирательный процесс общественные структуры (подготовка многотысячного корпуса общественных наблюдателей), равноудаленные от партий и предвыборных штабов кандидатов.