05.05.2016

Дмитрий Фетисов: укрупнять нельзя оставить

Изначально было понятно, что тема укрупнения регионов далека от реальности и больше напоминает некую PR-акцию, цели которой окончательно неясны. Например, это могло быть желание «прощупать» реакцию губернаторского корпуса на предмет возможного объединения, либо дать понять, что в Кремле имеется множество инструментов для того, чтобы лишить возможных неэффективных губернаторов своего влияния и полномочий. Очевидно только, что этот сигнал был предназначен именно для губернаторов в первую очередь.
На практике подобный вариант не то что маловероятен, но и практически нереален. Во-первых, поголовное укрупнение всех подряд регионов превратило бы их в громоздкие по площади территориальные структуры без возможности четкого управления.
Во-вторых, это потребовало бы не просто изменения законодательства о МСУ, но создания принципиально новой законодательной базы по этому вопросу. Очевидно, что накануне президентских выборов 2018-го года на это Кремль не пойдет.
В-третьих, укрупнение регионов привело бы к переделу элитарного поля в регионах и, однозначно, спровоцировало бы жесткие конфликты региональных элит. Это также невыгодно Кремлю накануне президентских выборов.
И самое важное, в-четвертых, действующая вертикаль власти, выстраиваемая многие годы, показала свою эффективность на практике и является рабочей моделью. И с учетом тех же грядущих президентских выборов ни один здравомыслящий человек в Кремле не рискнет ее порушить.
Но, тем не менее, тема прозвучала и наделала переполох в губернаторском корпусе, а рассуждения по данной теме сенатора Калашникова, не знающего даже, что Томская область не имеет границ со Свердловской областью и Пермским краем, но предлагавшего их объединить, перепечатали все федеральные СМИ.
Другой момент, так называемый законопроект «по совершенствованию региональной политики», разработанный в СовФеде и предлагающий создание экономических макрорегионов. Пока проект не презентован ни общественности, ни экспертам, сложно сказать, насколько он реален и в чем будет заключаться. Однозначно, что за последние пару лет экономическая нагрузка на регионы выросла в разы, а губернаторы очень часто становятся некими «дежурными стрелочниками», отвечая за порой неэффективные и откровенно абсурдные решения финансового блока федерального правительства.
Достаточно вспомнить, как жертвой такой ситуации стал экс-губернатор Забайкальского края Константин Ильковский, который не смог реализовать программу по расселению из ветхого и аварийного жилья, потому что в регион с опозданием пришли деньги, предназначенные на эту программу.
Возможно, создание экономических макрорегионов изменит этот момент и поможет губернаторам работать более эффективно, а не решать извечные вопросы «где достать денег» и «где бы еще урезать бюджет», чтобы решить самые основные вопросы в регионе.
В частности, очень верные доводы в пользу того, что регионы должны взаимодействовать в экономических вопросах, озвучивал в прошлом году губернатор Орловской области Вадим Потомский, приводя в пример условную картину, когда в регионе N выращивание рогатого скота в приоритете, а в соседнем регионе M развита мясоперерабатывающая промышленность, то регионам лучше объединять усилия и получать совместную прибыль, чем региону N решать куда сбыть выращенную продукцию, а региону M искать, чем заполнить свое перерабатывающие предприятия.