06.11.2014

Дмитрий Абзалов: в Орловской области ищут золотую середину в системе отношений уровней власти

Глава Орловской области Вадим Потомский внес на рассмотрение депутатов облсовета законопроект о передаче части полномочий органов местного самоуправления региональным властям. Теперь перераспределение функций в сфере градостроительной деятельности,  землепользования, утилизации и переработки отходов, а также дорожной и коммунальной деятельности утверждено соответствующим законом. Как отметил руководитель аппарата губернатора Вадим Соколов, «реализацию перераспределяемых полномочий предполагается осуществлять с учетом мнения муниципальных образований». Закон обязывает учитывать мнение органов местного самоуправления при выполнении ряда задач. Основная идея инициативы состоит в снижении нагрузки на местные бюджеты и создания и проведения единого курса в различных сферах жизни области на всех ее территориях.

Отметим, что такая тенденция перераспределения полномочий между уровнями власти характерна для многих регионов. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

 abzalov

То, что сейчас происходит в Орловской области – федеральный тренд. Он имеет свое четкое обоснование, но в каждом субъекте федерации такой процесс будет иметь свои особенности.
Надо понять, что муниципальный уровень – самый близкий к гражданам уровень власти. Даже в столице люди сталкиваются с властью изначально здесь. И ясно, что большинство вопросов, находящихся в компетенции чиновников муниципального уровня, как раз являются самыми актуальными для населения.
Вопросы ЖКХ и, как показывают социологические опросы, относящиеся к этой сфере вопросы вывоза мусора, а также дорожно- транспортная инфраструктура, более всего беспокоят граждан.

Но плечо принятия решений быстрота реагирования и у муниципалитетов короче, чем у регионов. Для того, чтобы проанализировать ситуацию и принять какие-то меры, потребуется большой промежуток времени. Хотя особенностью является и профессиональная вовлеченность депутатов муниципального уровня: чаще эти люди имеют какое-то основное направление работы, а в депутаты идут по совместительству, получается, они хорошо знают дело, которым занимаются, ближе к проблемам людей.

Но опять же, среди полномочий, которые сейчас передаются на региональный уровень, есть такие значимые задачи, которые можно решить только на региональном уровне.
Например, вопрос вывоза мусора содержит несколько аспектов. С одной стороны, это формирование эффективной контрактной системы, здесь нужно создать четкую и прозрачную модель. Это может сделать уровень МСУ. Но перерабатывающими заводами и полигонами для твердых бытовых отходов должен заниматься исключительно регион. Так как это финансово емкий процесс, вопрос безопасности. То есть здесь в инициативе региона только плюсы.

Все это означает, что перед региональными властями не стоит задача спихнуть все вопросы на муниципальный уровень, это не ведет к грамотному разрешению вопросов. Важно наладить взаимодействие между региональной и муниципальной властью. Потому как заложниками дисфункции становятся граждане. Людям просто важно, чтобы мусор вывозили вовремя, а тарифы ЖКХ не росли в конкретном муниципальном образовании из-за проблем с котельными, контроль за такими вопросами иногда должен быть внешний.
В вопросе перераспределения функций мы рассматриваем три этапа: передача полномочий и финансовых источников, налаживание отношений между уровнями власти и реформирование МСУ как таковой.
Не стоит забывать и о роли общественного контроля.

Нельзя полностью вымывать уровень МСУ выкачивая функции, также нельзя также сбрасывать все задачи на муниципалитеты.
Так что цель происходящего в Орловской области – найти золотую середину, которая позволила бы назвать складывающуюся систему взаимоотношений уровней власти целесообразной.