26.03.2014

Дмитрий Абзалов: у дотационных регионов нет стимула развиваться

Совет Федерации поднял вопрос о системе межбюджетных отношений, которая, по мнению председатель верхней палаты Валентины Матвиенко, требует изменений. «Регионам надо дать глоток воздуха, чтобы они могли реально управлять бюджетными процессами», — высказалась Матвиенко, отметив, что большая часть налогов «стекается» в федеральный центр, а регионам порой не остается средств на развитие. Белому дому было предложено рассмотреть расширение свободы регионов в оперировании доходной и расходной частей бюджета. Минфин высказался исключительно за относительную свободу в некоторых тратах. В числе дополнительных мер по разрешению проблем сенаторами было предложено отдать в регионы остающуюся у центра часть налога на прибыль, перейти к зачислению подоходного налога по месту жительства и значительно сократить число федеральных чиновников на местах. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

abzalov

Проблема отношений регионов и федерального центра по вопросу бюджетной обеспеченности, налогового положения и использования финансовых инструментов давно назревала. Полностью автономную в этом плане региональную систему создать невозможно, это, скорее, приведет к развалу страны, чем к желаемой независимости внутри нее. Сейчас налоговые поступления консолидируются именно в федеральном бюджете. Необходимо придумать модель, которая бы стимулировала регионы к самостоятельному зарабатыванию средств, повышению инвестиционной привлекательности, расширению налогооблагаемой базы. На данный момент мотивация отсутствует. Дотационные регионы предпочитают оставаться на том же положении. Ранее Минфин пытался решить эту проблему путем системы поощрений, выдаваемых при хороших финансовых показателях, но механизм до конца не был оформлен. Без дополнительных вливаний регионы более заинтересованы в сохранении статуса QUO, чем в том, чтобы развивать собственные субъекты или же серьезно расширять возможности бизнеса на своей территории.

При делегировании части функций по именно доходной части речь идет о сохранении в области некоторых налоговых элементов. Увеличение отчислений в региональный бюджет по ключевым налоговым позициям ситуацию может улучшить, но не везде. Большая часть отчислений в России связана с энергетическим комплексом. Но не все регионы могут похвастаться энергетической составляющей, будет трудно найти баланс. Несколько сгладить ситуацию могла бы регионализация НДС, напомню, ранее он был именно регионализирован, но это потребует большой ответственности со стороны регионов.

Идея, связанная с распределением не только расходной, но и доходной части крайне актуальна, но пока что Совет Федерации почти ничего не сделал для ее реализации. Требуется разработать единую схему, которая бы гарантировала отсутствие выпадающих доходов. Нужна мотивационная модель, которая позволила бы активно развиваться не только самым богатым регионам, но и «среднякам», которые несут основную часть бюджетных рисков. Именно они не заинтересованы в развитии собственной экономики, переходе с дотационных позиций на донорские.

По сути, есть несколько моделей, способных подвигнуть регионы на рост: мягкие и жесткие. К жестким, например, относится некогда предложенный Минфином вариант по ослаблению позиций губернаторов, которые не смогли достичь нужных финансовых показателей, исполнить обязательства, в случае проблем в региональном бюджете. Жесткая модель предлагает даже отзыв губернаторов при наличии кассовых разрывов. Но необходима комбинация моделей, сочетание инструментов. Иногда будет полезно именно предоставление налоговых льгот, которые могли бы компенсировать расходы регионов при создании особых экономических зон или территорий, связанных с развитием предпринимательства: бизнес-инкубаторов, технопарков. Частично это, кстати, было озвучено и в послании президента. В качестве дополнительных мер стоит назвать дополнительные преференции в рамках институтов развития. В целом, варианты есть, не все они касаются прямой финансовой поддержки, но, как показывает практика, решение должно приниматься в комплексе.