10.02.2016

Денис Ястребов: когда размер имеет значение

Нет никаких сомнений в том, что нынешний размер избирательного фонда как для одномандатного кандидата в Государственную думу, так и для партии, совершенно недостаточен. Это показывает длительная дискуссия среди и между партийных функционеров, депутатов, политтехнологов, электоральных менеджеров.

Оценки реальной стоимости всей кампании колеблются в пределах от 80-100 до 120 млн. Всем понятно, что будут счастливчики, обладающие уже сейчас федеральной и региональной известностью, харизмой, рейтингом и позитивной репутацией у избирателей в округах, лояльным отношением местных и федеральных элит, которые уложат свои кампании в 10-15 млн., но таких кандидатов будут единицы.

Давайте не забудем, что для большинства кандидатов это будет первый опыт кампании в одномандатном округе в 500 тыс., впервые за 13лет после отмены мажоритарки.
Учитывая, что кампании многих кандидатов уже начались или вот-вот начнутся, что кое где будут нешуточные праймериз (вспомним о рыбинском кейсе), уже сейчас очевидно – многие кандидаты потратят значительные средства до официального старта кампании, т.е вне избирательного фонда априори.
Самый простой вариант – индексировать его размер в соответствии с произошедшим падением рубля, то есть ориентировочно в 2-2,5 раза, до 30-40 млн. Но и в этом случае указанных средств может быть недостаточно. Логичным был бы подход — опереться на мнение консалтингового сообщества и обозначить верхнюю максимальную планку в 100 млн. для одномандатника.

Всем уже давно интересно работать в белую, а не в серую. Тем более, что в таком случае уровень прозрачности, легитимности и конкурентности избирательной кампании только повысится, кандидаты смогут реально контролировать все расходы, четко понимая, что кому, куда и за что платят.
Избиратели смогут получить ответ на вопрос — кто финансирует кандидата, кто стоит за его спиной.
Существует точка зрения среди экспертов, сторонником которой является и ваш покорный слуга, что предельные размеры фондов стоит вообще отменить, ограничив, как и сейчас в законе, размеры взносов от физических и юридических лиц (такой порядок существует в Америке и в ряде других стран; раз перенимаем опыт праймериз, логично перенять и это). В самом деле, все прекрасно понимают, что забота о соблюдении принципа равенства кандидатов ,чаще всего — пустой звук и декларация, те у кого есть финансовые ресурсы или доступ к ним все равно найдут возможность потратить при необходимости гораздо больше соперника (через праймериз или иным путем). Хотя при таком подходе надо реформировать избирательное законодательство