07.03.2017

Денис Никитас: Муниципальный фильтр напоминает имитацию

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов предложил главе ЦИК Элле Памфиловой убрать муниципальные фильтры на выборах губернаторов. Напомним, муниципальный фильтр – необходимая для выдвижения на выборы губернатора процедура сбора подписей 5-10% муниципальных депутатов в регионе. Как пишут СМИ, по суть фильтр стал одним из завоеваний болотных протестов 2011-2012 годов. Впрочем, ранее экспертным сообществом неоднократно отмечались недостатки положений о муниципальном фильтре. Инициативу лидера КПРФ «Национальному Эксперту» комментирует  к.э.н., руководитель Центра стратегических коммуникаций 2S Денис Никитас.

Так называемый «муниципальный фильтр», безусловно, скорее имитация реального практического фильтра. Ведь как происходит на практике. Региональный политсовет «Единой России» в согласовании с Администрацией президента рекомендует ту или иную кандидатуру. И когда нужно было дать возможность пройти не единороссу в кандидаты, это тоже было позволено сделать, все мы помним пример Навального в Москве.

Официальным поводом для сохранения «муниципального фильтра» называется недопуск криминала или разных непонятных личностей до кандидатов. Но учитывая, что муниципальные депутаты получают заранее подсказки о «нужной» подписи, то фильтр происходит не у них, а в «нужных» кабинетах.

Муниципальный фильтр чем-то даже похож на систему выборщиков, существовавшую в дореволюционной России. По факту, если бы мы хотели получить опытного администратора или, допустим, депутата, то должна была бы быть иная система фильтрации.

Например, губернатором не мог бы стать человек, не поработавший не менее одного срока главой района. Депутатом областного уровня не мог стать человек, не являвшийся депутатом муниципального уровня не менее одного срока.
То есть применять фильтры, которые могли бы формально отсечь непрофессионалов. Иначе текущая система назначений не позволяет убедиться, что человек может и готов быть к рядовой административной работе, и чаще — хозяйственной.

Назначение федеральных чиновников на губернаторские позиции не гарантирует, что они, занимаясь до этого планированием, выработкой политики, администрированием, справятся с рутинной хозяйственной работой на местах, где им придется выработанную самими еще вчера политику проверять на практике.