26.06.2017

Антон Хащенко: курортный сбор дохода нельзя превратить кормушку для коррумпированных чиновников

Госдума одобрила введение курортного сбора в первом чтении. Законопроект резонансный, вызывает много нареканий, в том числе среди депутатов, поэтому Володин предложил провести перед вторым чтением парламентские слушания.

Одна из дилемм – куда будут зачисляться собранные средства: в бюджеты регионов или муниципалитетов. Предложение спикера ко второму чтению обсудить вопрос о направлении части или даже всего объема средств последним.

«Есть предложение ввести прямую норму, допустим, не менее 50% или 70%, а есть предложение все 100% зачислять в муниципалитеты. Что касается сбора, он должен быть не просто адресным, он для всех должен быть понятен как источник, который необходим курортной территории, которая принимает на себя вся тяготы замечательного отдыха».
Поделюсь собственными соображениями на счет этого законопроекта и возможных поправок:

1. Исходя из того, что благоустройство территорий – это полномочия муниципального уровня, решение о введении курортного сбора должны принимать муниципалитеты (своими советами депутатов), а не субъекты РФ. Соответственно, и собранные средства должны носить адресный характер и в полном объеме направляться в местные бюджеты. Во-первых, это усиление местного самоуправления и, в хорошем смысле, снижение степени его бюджетной зависимости от региональных властей. Во-вторых, понимание того, что деньги, собранные в условной Анапе, не будут потрачены на инфраструктурный проект в условном Адлере. В-третьих, теоретически это может привести к развитию конкуренции между курортами внутри одного региона – больше привлек туристов, больше денег на развитие. Или, наоборот, не стали вводить курортный сбор, оказались более привлекательной территорией для отдыха.

2. Собирать средства нужно не с отдыхающих, а с юридических и физических лиц, оказывающих услуги по размещению. С одной стороны, в такой конструкции нет никакого противоречия Конституции (а сейчас, насколько я понимаю, она существует — ст.27). И, к слову, аргументы о том, что курортные сборы существуют во многих странах мира, в данном случае все же не совсем корректны, ибо там, прежде всего, идет речь о сборе с иностранцев, а не граждан.
С другой — организации и частники сами смогут решить, переложить эту часть собственных расходов на постояльцев, разделить ношу вместе с ними или, вообще, не увеличивать стоимость своих услуг, учитывая, в общем-то, небольшой размер сбора с одного человека (не более 100 рублей в сутки). И опять же это о конкуренции, только уже между субъектами малого бизнеса.
Да, это несколько иная концепция, но а почему бы и нет?

3. По крайней мере, на первом этапе целесообразно закрепить норму о публичных отчетах муниципалитетов о потраченных средствах. Чтобы, во-первых, не превратить эту строку дохода в кормушку для коррумпированных чиновников. А, во-вторых, чтобы люди видели реальную пользу от введения этого сбора.