20.08.2018

Андрей Шуклин: Самым действенным способом увеличить явку будет тема московской исключительности

Результаты голосования на выборах мэра Москвы вполне очевидны: победу одержит Сергей Собянин, а борьба за второе место развернется между коммунистом Вадимом Куминым и либерал-демократом Михаилом Дегтяревым.

В этом плане второе место становится подобна почетной серебряной медали, которая решит спор между КПРФ и ЛДПР, какая из этих политических сил имеет наибольшее влияние в стане столичной оппозиции. Участие в выборах нескольких сильных игроков порождает дух борьбы, который стимулирует явку на выборы. Кампания репрезентативна, так как в ней представлен полный политический спектр, сама процедура ведется прозрачно, поэтому никаких сомнений в легитимности избрания нового московского мэра не будет. В этой связи не столь высокая явка, прогнозируемая ВЦИОМом, особой роли не играет, так как муниципальные выборы по уровню явки традиционно ниже, нежели на голосованиях федерального масштаба. К тому же Москва вступает в завершающую фазу кампании по выборам градоначальника, и, как правило, именно накануне дня голосования происходит усиление агитации.

Еще рано ставить точку относительно прогноза явки, данные могут измениться в сторону увеличения. В Москве мобилизовать всех прийти проголосовать не получится, методы российской глубинки здесь не применимы. Самым действенным способом увеличить явку будет тема московской исключительности. Уже в этом году на выборах президента ее применение принесло свои плоды: москвичи откликнулись на призыв о том, что Москва должна быть не хуже других, и превзошли данные явки 2012 года. Прием сработал, и в преддверии выборов Сергей Собянин заявляет о том, что россияне получают пенсии за счет москвичей, получая тем самым дополнительные симпатии от жителей столицы. Данная технология актуализирует региональную идентичность, формируя политическое самосознание и попутно выделяя москвичей в особую категорию граждан. Этот политологический метод очевиден специалистам, он далеко не свеж, но он действенней любого креатива и эффективнее его сложно что-либо придумать.