19.02.2018

Андрей Шуклин: программа экономиста Сергея Глазьева и иркутского губернатора Сергея Левченко имеет полное право на существование

Взглянув на историю, мы увидим, что в разные эпохи при различных социально-экономических условиях были востребованы определенные методики и программы развития. Соответственно, происходило изменение баланса сил во влиянии тех или иных институтов на экономику страны. Пожалуй, самая наглядная иллюстрация – как экономика военного времени «переросла» в продразверстку, сменившись НЭПом с элементами торгово-рыночных отношений, на смену которому, в свою очередь, пришли гиперцентрализованные индустриализация и коллективизация.

Российские регионы не одинаковы по своему экономическому потенциалу, можно даже сказать, что они находятся на разных этапах временного развития: кто-то начинает активно внедрять цифровую экономику и ориентируется на мировые стандарты, кто-то «застрял» на уровне индустриализации 1930-х годов, а есть и те, кто все еще находится в полунатуральном хозяйстве. Соответственно, не может быть унифицированного подхода ко всем, региональное развитие может и должно развиваться пусть своим, особенным, но эффективным путем.

В этой связи программа экономиста Сергея Глазьева и иркутского губернатора Сергея Левченко имеет полное право на существование, ведь кто бы что ни говорил о роли бизнеса, но именно государство в настоящее время показывает наибольшую эффективность в инвестиционных проектах, которые и «тянут» за собой экономику субъекта. Если посмотрим на преуспевающую Тюменскую область, то и там окажется, что именно региональная власть является главной движущей силой развития, а лучшим гарантом денег инвесторов является губернатор Владимир Якушев. Да, бизнес более гибок и маневрен, но он не вовлечен в воспроизводство инфраструктуры – это непреложная компетенция власти.

Необходимо сформировать задел, при котором регионы не просили бы денег у федерального центра, не «проедали» их, а вкладывали в производство и учились зарабатывать сами. На данном этапе необходимо усиление роли государства, так как именно оно мыслит долгосрочными перспективами и является более надежным партнером, нежели частный бизнес. Хотя, безусловно, бизнес должен развиваться, решать проблемы занятости, вести к оживлению деловых процессов, но в то же время честно играть по правилам. И, конечно же, отдельной строкой стоит вопрос качества политического управления, эффективных механизмов управления и взаимодействия.