21.03.2018

Алексей Титков: Опросные компании в этом смысле — такой же телевизор с таким же произвольным «вижу — не вижу»

И о предвыборных опросах, модный жанр «что с ними не так».

Самая интересная вещь, которую я, кажется, узнал. ВЦИОМ на этой избирательной кампании не стал задавать блок вопросов, который был в 2011-2012 годах: сталкивались ли опрошенные с принуждением к голосованию, знают ли такие случаи по рассказам родственников/друзей и т. д. Вопросы были осмысленные, работающие. Сейчас их задавать — зачем, спрашивается.

Почему такие случаи нужно замечать. Все помнят обсуждения разной степени профессиональности: где именно большие опросные компании могут искажать и манипулировать. Версии тоже помните: может быть, кривые цифры, может быть, кривые формулировки. И с тем, и с другим, проблемы бывают, но главный ресурс манипуляции, самый сильный — гораздо тупее и совсем уж на поверхности. Можно о чем-то спрашивать — или не спрашивать. Как телевизор манипулирует опцией «покажем — не покажем», а избирком (или АП) — опцией «допустим к выборам — не допустим». Опросные компании в этом смысле — такой же телевизор с таким же произвольным «вижу — не вижу».

Мораль: о чем разговаривать с опросными компаниями, что мы им предъявлять в первую очередь. Не «почему у вас тут 15% вместо 20%», не «почему у вас формулировка вопроса такая смутная», а — почему вы такую тему вообще не замечаете, где она у вас. Мы, народ и налогоплательщики, недовольны.