28.01.2015

Алексей Ширинкин: пока что украинская повестка исправно перебивает внутрироссийский социальный проблематив

Подорожание отдельных  продуктов питания более, чем на 650% отмечено в различных регионах России в результате проверок региональных прокуратур. Причем эти продукты входят в список социально значимых. Так, рейды прошли в Кемеровской, Самарской, Красноярской, Тамбовской и других областях. Инициатором мероприятий стал генеральный прокурор России Юрий Чайка. По результатам проверок в регионах выявлены случаи несправедливого завышения цен и возбуждены административные дела.

Рекордным ростом цен может похвастаться Самарская область, где с августа до декабря 2014 года капуста, огурцы и перец подорожали на 353, 544 и 654% соответственно. Гречка подорожала за тот же период на 276%. Стоит отметить, что многие рейды основаны именно на жалобах жителей. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует преподаватель кафедры политических наук и связей с общественностью ЧелГУ, политолог Алексей Ширинкин.

shirinkin

Проблема роста цен на продовольственные товары занимает уверенные первые места в рейтинге социального проблематива, обгоняя даже тематику ЖКХ. У россиянина короткая память, семейные бюджеты мало кто ведет, и летний уровень цен уже почти успел забыться, однако даже по сравнению с осенью подорожание продуктов питания из «социальной корзины» выглядит внушительно, от 30 до 50%. Куда опаснее весенние перспективы – наступает обычная мартовская депрессия, хорошо знакомая политическим социологам, запасы кончаются, цены растут, а в этом году следует ожидать и обострения ситуации на рынке труда.

Конечно, это не может радовать обывателя, у которого рождаются неизбежные вопросы: почему это происходит? Кто виноват? Что впереди? Пока мы не наблюдаем конвертации этого недоумения в явный протест, народ находится в посленовогодней апатии и потихоньку приспосабливается к новой экономической реальности, тем более, что «прививка», понизившая порог ожиданий, была проведена 16-17 декабря. Высокую эффективность показывает пропагандистская машина, уже год работающая на полных оборотах, — украинская повестка исправно перебивает. В запасе у медиа есть еще несколько повесток («подтянем пояса, лишь бы не было войны», «тряханем мироедов-олигархов», «пятая колонна среди нас, враги народа и вредители»), но они уже куда сильнее радикализуют политическую ситуацию, усиливают левую оппозицию, а главное – переносят фокус извне страны внутрь. Тематика «осажденной крепости» и «американского заговора» тоже не может работать вечно. Виноватыми, в итоге, рискуют оказаться местные чиновники и местный бизнес, как наиболее близкие населению носители власти и собственности.

Конечно, ситуация будет серьезно разниться от региона к региону, в зависимости от их экономических возможностей в новых условиях, экспортного потенциала, живости местного бизнеса, адекватности губернаторов, «накопленной» социально-политической стабильности. Челябинская область обладает, скажем, куда более благополучными перспективами по сравнению со Средним Уралом с его политическими баталиями или депрессивным Курганом. Тем не менее, необходимость перехода в режим антикризисного управления (не «ручного» — таковым управление в России было чуть не с 1991-ого года, институциональная среда у нас вообще крайне слаба) очевидна всем, и вопрос в том, насколько эффективную модель оного придумает федеральное руководство и сможет внедрить в регионы.