25.04.2016

Алексей Глухов: политическая реклама вне закона

Не секрет, что в сентябре этого года по всей стране пройдут выборы в Государственную думу Российской Федерации, хотя и решение об этом еще нет, оно будет лишь в июне. Но многие политические партии и будущие кандидаты уже вступили в предвыборную гонку.

Результатам этого стали не только увеличивающее количество политической агитации в почтовых ящиках, но и пестрящие рекламные щиты с политической символикой и изображением будущих кандидатов. Но законодательно этот фальстарт политической агитации незаконен.
Дело в том, что согласно закону «О рекламе» рекламные конструкции могут использоваться только для рекламы и социальной рекламы.

Что касается рекламы, то здесь понятно — это продвижение товаров и услуг, хозяйствующими субъектами, а политические партии и кандидаты не имеют к этому никакого отношения.
Вот с социальной рекламой вопрос сложнее. Некоторые политические партии пытаются подвести свою политическую рекламу именно под нее: поздравляют с праздниками, пишут о социальных достижениях и прочее.

Но закон о рекламе поставил четкие ограничения для социальной рекламы — в ней запрещено использовать либо средства идентификации товаров и услуг, а информация о спонсорах социальной рекламы не должна превышать более 5% площади. Важно и то, что «спонсор» должен иметь отношение к социальной рекламе. Что очень трудно представить, как политическая партия имеет отношение к празднику 1 мая.
Использование изображений физических лиц вообще запрещено, если это, к примеру, не ребенок, в интересах которого проводится сбор средств.

Возглавляемое мной общественное движение провело мониторинг законодательства и поняло, что все политические баннеры не подходят под социальную рекламу и обратилось в региональное управление ФАС России, которое дало ответ, что факты подтвердились, и будет решаться вопрос о возбуждении административного дела на рекламораспространителей (владельцев баннеров).

Фактически это означает, что под какими бы красивыми социальными лозунгами ни скрывались политики, они все допускают нарушение законодательства о рекламе, которое приведет владельцев баннеров к отзыву разрешения на рекламную деятельность.
Стоит отметить, что проблема политической рекламы ведет своими корнями к 2007 году. Тогда Центральной избирательной комиссии России удалось выцарапать у антимонопольного ведомства разрешение на использование рекламных конструкций в политических целях лишь на период предвыборной агитации, хотя сам закон буквально запрещает политическую рекламу и в этот период тоже.

Наша практика применима во всех регионах страны, и любой уже сейчас вправе обращаться с жалобой к антимонопольщикам и требовать привлечения к ответственности.