27.07.2018

Алексей Фирсов: в России есть три журналистские культуры

Короткая рефлексия по поводу сегодняшней серии медийных конфликтов. В России есть три журналистские культуры.

Назовем одну из них именем Леонида Бершидского, первого редактора «Ведомостей». В ней, помимо прочего, подразумевается, что у журналиста должно быть два врага: собственник издания и пиарщик. Потому что представители этих групп в первую очередь намерены журналиста как-то использовать, лишив незамутненного и чистого зрения на вещи. Хотя, конечно, издатель и пиарщик тоже могли бы скромно заметить, что журналисты их используют. Но не суть.

Вторая культура — назовем ее условно «Интерфаксом». Это идеология чистого партнерства. Все друзья, все любят друг друга, делятся и хорошим и плохим, иногда влюбляются и даже образуют семьи с внешними контрагентами. И это прекрасно. Полная коллаборация.

Третья — гламурная. Она предполагает простые и циничные отношения, как с гламурной моделью. СМИ — это бизнес, люди должны платить за тщеславие, имиджы продаются и покупаются.

Теперь о сути конфликтов. Во-первых, надо быть идиотом, чтобы инвестировать в СМИ. Но если это уже случилось, вторая роковая ошибка — смешать в одном флаконе разные культуры. Потому что они начнут изнутри разрывать весь процесс. Понятно, что Федотов и коллектив Форбса — разные ментальности. Похожие ситуации — вообще рок российской журналистики. Договориться возможно только через радикальную трепанацию черепа одной из сторон.

А поскольку для СМИ основной актив — это люди (фраза эта — вранье в ряде бизнес-компаний, но совершенно адекватна для медиа), то для собственника ситуация патовая. Поменять себе мозг он не может, разогнать свой ключевой актив тоже. Можно продать, но дисконт будет впечатляющим. Или очередной раз сменить редактора. Или просто сойти с ума.