07.10.2014

Кирилл Гонцов: политические амбиции «Уралвагонзавода»

В последнее время корпорация «Уралвагонзавод» предпринимает значительные усилия по продвижению своих бизнес-интересов. Работа ведется сразу в нескольких направлениях, но в целом есть все основания считать его «заводом-пиара».

Прямые интересы предприятия лоббируются как на уровне GR, так и в СМИ: холдинг поддерживает распространение информации о проблемах с вагонами конкурентов и возможности запуска программ по техническому переоснащению отрасли за счет продукции «УралВагонЗавода».

УВЗ – градообразующее предприятие, и имидж в знаковом для завода городе также важен. С этой задачей справляется как корпоративное издание и местные телеканалы (контролируются горадминистрацией либо близкими им структурами), так и имиджевым проектом «Реальный Тагил» — местный телеканал, совместный проект УВЗ (финансирование), близкие к уральскому полпредству СМИ (структуры Татьяны Николаевой — ИА «Накануне.ру» и окружной телеканал «Ермак», последний является собственностью полпредства); сетевой партнер – телеканал ТНТ, высокий рейтинг которого добавляет аудитории телеканалу. В программах «Реального Тагила» делается ставка на формирование региональной идентичности, демонстрации города как развитого муниципалитета, который не развивается в тени Екатеринбурга, а идет по своему, «промышленно-инновационному» пути. Двигателем прогресса признается «УралВагонЗавод».

Наиболее заметной площадкой для решения непрофильных задач стала федеральная, региональная и местная политика. «Уралвагонзавод» уже не раз показал свои возможности: «своим» для завода является полномочный представитель президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманский (этот был, по сути, первый серьезный проект похода в политику), мэр Нижнего Тагила Сергей Носов (которого поддерживал уже Холманских), губернатор в Челябинской области Борис Дубровский.

Но, вместе с тем, излишняя «демонизация» возможностей завода является ошибкой, поскольку заметные назначения ограничиваются, по сути, указанными выше персонами. Нужно понимать, что «Уралвагонзавод» — все еще не «кузница кадров» для политики. Он пытается влиять на ситуацию на территориях непосредственных бизнес-интересов завода, то есть тех областях, где располагаются предприятия корпорации, которых достаточно много.

Что касается распространенной версии о лоббировании Сергея Носова на пост губернатора Свердловской области, то в свете стабилизации ситуации в регионе и встречи губернатора с Владимиром Путиным можно говорить о том, что история сходит на нет, и если и была в «кейсе» корпорации, то заморожена на данный момент. Хотя, вместе с тем, связка «Ройзман-Носов» в противовес губернатору Евгению Куйвашеву представляется весьма реалистичной конфигурацией политического конфликта в преддверии выборов, до которых и Куйвашеву, и УВЗ нужно еще многое сделать.

Политическая борьба была характерна для завода в период «сытых» 2012-2013 годов. Сейчас же, когда корпорация значительно финансово пострадала от санкций, введенных Западом и Европейским союзом, «Уралвагонзавод» будет скромнее в выделении больших ресурсов на серьезное PR-противостояние. При этом лоббирование интересов на важных территориях, где пока нет своих представителей во власти, может сохраниться учитывая распространенную проблему дефицита новых потенциальных политиков на местах (вспомнить хотя бы Бориса Дубровского, для которого пост губернатора стал первой политической должностью в карьере).

Чаще всего политические баталии будут начинаться с точечной работы на конкретной территории. Поэтому если начинать искать политические амбиции УВЗ, то в первую очередь стоит расширить географию обзора до всей России.