26.08.2014

Слава Рабинович: до экономического коллапса в России осталось менее 10-20 месяцев

Корреспондент «Национального Эксперта» побеседовал с известным финансовым экспертом, председателем московского отделения инвестиционного фонда Diamond Age Capital Advisors Ltd  Славой Рабиновичем на тему ближайших перспектив России ввиду осложнившейся международной политической ситуации и «войны санкций».

slava rabinovich

 — Как Вы считаете, до какой критической точки должна дойти Россия (по экономическим или иным показателям), чтобы россияне перестали поддерживать политику, проводимую Путиным?

— На этот вопрос очень сложно ответить. С одной стороны, российский народ, в основной своей массе, просто оболванен целенаправленной пропагандой государственных СМИ, абсолютно не представляет реальное положение вещей ни во внутренней, ни во внешней политике правительства, и не имеет ни малейшего представления об экономических последствиях этой политики не только в масштабах всей страны, но и в рамках своей собственной жизни, в качестве – если выражаться экономическим языком – экономического и финансового положения домохозяйств. Проще говоря, экономические и финансовые проблемы не обойдут стороной практически ни одну семью в России.

С другой стороны, такое положение дел – такая рекордная поддержка населением Путина – может ухудшиться очень быстро, и поддержка может испариться в течение всего лишь шести-двенадцати месяцев. Ведь исторически, за последние 10-12 лет, российский народ, наконец-то, начал наслаждаться т.н. «стабильностью», после хаотичных и волатильных подъемов и падений допутинского периода. И неважно, что означала эта «стабильность» в понимании «большинства» и какой ценой она достигалась. Ценой полной экономической стагнации и сползания в экономический кризис из-за полного отсутствия разумных поступательных процессов в дальнейшем развитии экономики и общества в нашей стране.

Единственный главный фактор «оттягивания конца» – это высокие мировые цены на энергоносители, которые позволяли российскому руководству практически ничего не делать, для поступательного развития, и при этом продолжать «доить» недры. Россия, за 20 с лишним лет своего пост-коммунистического развития, не создала практически ни одного международно узнаваемого бренда, не может конкурировать с другими странами практически ни в каких областях товаров и услуг, не имеет четкой защиты частной собственности и не имеет справедливых и независимых судов. Россия не имеет механизмов демократических и честных выборов и не имеет механизмов сменяемости власти.

Экономическая катастрофа шагала быстро и громко до «Украины» и «Крыма», во все годы после 2008, и ее надвигавшийся гул был хорошо слышен уже всю вторую половину 2013 года. Привыкнув к этой кажущейся «стабильности тучных нулевых», наставал час расплаты. События на Украине отвлекут население от этих проблем, и эти проблемы могут забыться, на время, во всеобщем псевдо-патриотическом угаре а-ля 1914 или 1939. Но как только наступит повсеместное банкротство домохозяйств, так сразу наступит отрезвление. Что будет потом, на «утро следующего дня»? Я не знаю.

— Насколько изменится ситуация на российском потребительском рынке? Как гражданам России можно спасти свои сбережения, которые, кажется, находятся под угрозой?

В течение следующих 3 – 12 месяцев в России произойдет кратное увеличение инфляции (а также инфляционных ожиданий), общий объем новых кредитов сократится в разы из-за «реактивного» повышения стоимости денег, в т.ч. стоимости «фондирования» российских банков. Зарубежные товары станут как сокращаться в объемах, так и будут меньше доступны, из-за предстоящей девальвации рубля. Рынок опять будет наводнен дешевыми некачественными товарами другой, «извращенной» формы импортозамещения, т.к. процесс импортозамещения российскими товарами не может быть запущен при помощи административных механизмов типа «приказа» или «декрета».

Население должно будет постараться не потерять свою международную покупательную способность хотя бы на те денежные средства и активы, которые уже имеются – и для этого рублевые накопления желательно переводить в иностранные валюты типа доллара, евро и швейцарского франка, защитив их от инфляции и девальвации. Другие активы, в большинстве, тоже будут подвержены девальвации и общему снижению стоимости российских активов, поэтому в России таких активов нужно держать минимально мало – я бы ограничился необходимой недвижимостью, если таковая (необходимая для жизни) уже есть во владении на данное время, но все инвестиционные проекты переносить за пределы РФ.

— Вы уже говорили о невероятных суммах, которые по суду должна будет выплачивать Россия за аннексию Крыма и ситуацию на Востоке Украины. Как считаете, признает ли вообще в итоге Путин неправомерность своих действий (а в некоторых моментах, что эти действия с его стороны вообще были)?

— Мне кажется, что Путин неспособен признавать, во всяком случае публично, свою неправоту. Вся его публичная жизнь и деятельность последних четырнадцати лет говорит о том, что подобной способности, во всяком случае публичной, у него просто не существует.

Есть ли у России запас прочности для того, чтобы прожить в изоляции, вне системы международных отношений? И на что будет похожа тогда жизнь граждан?

— Суть проблемы в том, что у нас открывалось мало новых предприятий.Запаса прочности у России, вне зависимости от того, что может показаться с первого взгляда, очень мало. И дело не в том, каковы абсолютные цифры золото-валютных резервов или Фонда национального благосостояния. Экономике размером в два триллиона долларов США, в ежегодном ВВП, и потребностями ежегодного импорта в таких количествах, как сейчас, может не хватить этих «абсолютных» цифр даже на пару лет, потому что в относительном значении они не так велики, исходя из ВВП и объема импорта. Никто никогда в мире не устанавливал результата экспериментальным путем: что будет, если двигаться в одном направлении 20 лет, а потом изменить направление на 180 градусов за несколько месяцев, исходя из следующих критериев.

Дело в том, что за последние 20 лет российская экономика все время, включая последние 14 «путинских» лет, двигалась по пути интеграции с мировой экономической и финансовой системой. Волатильно, два шага вперед и шаг назад, иногда даже хаотично… но все равно поступательно, и вектор направления был совершенно ясен, в среднем. Кроме того, за последние 10-15 лет мир ускорился в своей глобализации, и Россия вместе с ним. И вдруг все – даже не тормоз, а резкий разворот.

Такого эксперимента не было ни в Иране в 1979, ни в Северной Корее, ни, на худой конец, на Кубе. Аналогов нет. И все хитросплетения, вся интеграция, вся взаимозависимость и зависимость – все рушится, все рвется. Каковы последствия? Полный экономический коллапс, в течение 10-20 месяцев, в лучшем случае. Но мир меняется каждый день. Он был одним за минуту до крушения Боинга, например, и стал другим через минуту после крушения Боинга. Изменились «вводные», меняется и экономический прогноз. То же самое с т.н. «анти-санкциями». Это очередной удар… но по себе. Опять изменились «вводные», и опять меняется экономический прогноз. Я думаю, что экономический коллапс настанет гораздо раньше, чем через 10-20 месяцев, с этими новыми «вводными».