17.09.2013

Сергей Алексашенко: искренний министр

С министром экономики, Андреем Белоусовым, у меня всегда были разногласия в вопросах экономической политики. Он – сторонник госкапитализма, госплановских концепций и стратегий. Я – сторонник частной инициативы и свободной конкуренции. Он мечтает о том, чтобы центральный банк напрямую кредитовал экономику, а я считаю, что лучше центральному банку добросовестно делать то, что полагается по закону – снижать инфляцию и надзирать за банковской системой. Эти разногласия возникли не вчера и, подозреваю, завтра не исчезнут. Но при этом мне никогда не могло прийти в голову, что наши разногласия перейдут в сферу нравственности, что они перерастут в спор о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Вчерашнее исключительно мерзкое (иного слова найти не могу, это моё оценочное суждение) высказывание Андрея Белоусова по поводу отъезда Сергея Гуриева из страны меня глубоко потрясло. «Ой ты Господи ты Боже мой, ну и что? Изъяли пятилетнюю переписку, из-за чего? Понимаете, это ничего такого страшного» — сказал министр. Конечно, а чего «такого страшного», если тебе через день в отделении полиции вставят в з**ницу бутылку из-под шампанского, а если будешь проходить рядом с митингующими озверевший омоновец заедет тебе промеж ног кованным ботинком. И, конечно, «ничего такого страшного» в том, что к владельцу любого бизнеса может прийти очередной силовик, или не совсем силовик, или совсем даже не силовик и вежливо попросит переписать на него четверть, а то и половину бизнеса. И не дай Бог тебе отказаться от этого предложения – пара уголовных дел и …. «ничего такого страшного» в том, что ты можешь просидеть в СИЗО несколько лет до начала судебного рассмотрения твоего дела и стать там инвалидом. А бизнес твой в лучшем случае перейдет к тому проверяющему, в худшем – просто исчезнет.

Министр Белоусов искренне не понимает, почему это средства массовой информации подняли вокруг отъезда Сергея Гуриева такой шум. И, вообще, он считает, что это сам Сергей «придал излишнюю публичность» этому делу. А, по мнению министра, «не нужно этого делать, это наносит ущерб».

Мне кажется, что у министра Белоусова (да и не у него одного) что-то сильно не в порядке с нравственностью и порядочностью. Он, не моргнув глазом, говорит о том, что «сегодня в России не существует никаких угроз для работы независимых аналитических центров», хотя прекрасно знает, что примерно в десятке экономических аналитических центров (где, между прочим, работают его друзья и коллеги) идут такие же прокурорские проверки, как и в других НКО, и что там точно также людей заставляют вешать на себя ярлык шпионов.

Министр Белоусов, не понимает, почему Сергей Гуриев уехал из России. Боюсь, он и много другого не понимает. Зато причины отъезда Сергея из страны хорошо понятны российскому капиталу, который продолжает бежать из страны. И, подозреваю, что после вчерашнего бенефиса министра экономики еще пара десятков миллиардов долларов «навострит лыжи». Куда-нибудь подальше от Андрея Белоусова и поближе к Сергею Гуриеву. Потому что министр Белоусов был абсолютно искренним в своих высказываниях. Он действительно так думает. И среди министров не он один такой, между прочим…..

Блог Сергея Алексашенко